В очередной раз повторяется эта история: опять устремились вверх цены на бензин, за ними неизбежно последуют цены на продукты питания, проезд на транспорте и т.д. Снова правительство объясняет происходящее ценовым сговором нефтяных компаний, и звучит очередное (какое уже по счёту?) обещание призвать виновных к ответу. Но то же самое было и в прошлом, и в позапрошлом году, и несколькими годами ранее…
Неконтролируемый рост цен на ГСМ, продукты питания, лекарства, услуги ЖКХ вновь выявляет одно из самых слабых мест власти – неспособность контролировать экономическую ситуацию в стране. Все заверения правительственных чиновников о том, что «всё под контролем», оказываются блефом. После грозного окрика с самого верха цены, как правило, несколько замирают, могут даже чуть отыграть назад, чтобы спустя короткое время снова двинуться вверх.
Казалось бы, есть Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая призвана ставить заслон монополистам и пресекать ценовые сговоры, однако, как выясняется, реально влиять на ситуацию она пока не в состоянии.
Главная причина наглости монополистов – отсутствие у ФАС инструментов оперативного вмешательства в ситуацию в периоды неожиданного роста цен. Пока суд да дело, пока проводится расследование, участники сговора, взвинтив цены, успевают получить сверхприбыли в таких размерах, по сравнению с которыми последующие штрафные санкции для них оказываются весьма необременительными. Поэтому у монополистов сохраняется соблазн повторить несложную комбинацию, и-; спустя некоторое время, в том или ином варианте, она повторяется.
Глядя на странные игры нефтяников и власти, желание поиграть с государством в кошки-мышки появляется и у других монополистов, например, из числа крупных игроков на российском рынке лекарственных препаратов и продовольствия. Системный, повторяющийся характер этих злоупотреблений представляет серьёзную опасность для экономики страны и провоцирует резкий рост социальной напряжённости.
В такой ситуации напрашивается вывод о необходимости принятия к монополистам таких мер отрезвляющего воздействия, которые позволили бы покончить с этой порочной практикой. В этой связи считаю, что самым действенным и эффективным средством обуздания произвола монополистов могло бы стать наделение Федеральной антимонопольной службы такими полномочиями, которые предоставляли бы ей право при резком колебании цен возвращать их на исходный уровень и только затем проводить всестороннее полномасштабное расследование. А в случае установления факта ценового сговора подвергать его участников таким штрафным санкциям, чтобы сразу (как на Западе) ставить нарушителей на грань банкротства, раз и навсегда отбив охоту на подобного рода действия.
Государство просто обязано сегодня решить проблему монополизма, поскольку без её кардинального решения крайне сложно рассчитывать на стабильное и динамичное развитие российской экономики.