Впервые в Ульяновске и, вероятно, впервые в России Музей-мемориал Ленина показывает рисунки известного в Германии художника Ганса Лиски. Выставка, открытая в день 70-летия с начала Великой Отечественной войны, показывает непривычный взгляд на величайшую трагедию XX века – взгляд со стороны художника-немца.

Альбомные листы с рисунками, изображающими различные эпизоды войны, в 1998 году передала музею Наталья Андреевна Мешалкина, внучка художника Дмитрия Ивановича Архангельского, учителя Пластова. По ее словам, Архангельский купил их в конце войны на одной из московских «толкучек», так как они очень заинтересовали его как художника. По-видимому, кто-то из русских воинов привез их из побежденной Германии вместе с другими трофеями.

Долгое время сотрудники Музеямемориала не могли найти никаких сведений об авторе и истории создания этих работ. Только в мае 2007 года, когда в музее в очередной раз побывал немецкий ученый-генеалог, троюродный племянник Ленина по материнской линии Гюнтер Крузе, его попросили помочь. Господину Крузе удалось разыскать вдову художника и его дочь и получить от них биографические статьи о Гансе Лиске, фотографии и другие материалы, часть которых экспонируется на выставке.

Выяснилось, что Ганс Лиска был одним из наиболее известных и плодовитых художников второй мировой войны. Он получил серьезное профессиональное образование в Вене и Мюнхене и стал широко известен в начале 1930-х годов, а в 1939 году был призван на военную службу в качестве художника в пропагандистскую часть, которая к концу октября 1942 года стала отдельным родом войск из 15 тысяч человек. В составе этого войска Лиска побывал на всех фронтах: рисунки рассказывают о том, что он был свидетелем битвы за Севастополь, останавливался под Ленинградом, участвовал в завоевании Балканского полуострова. В 19421944 годах были опубликованы два альбома эскизов Лиски о войне, посвященных фронтовикам и работающим на военных предприятиях. А также «Книга военных рисунков 19391944 годов».

Оказалось, что сам художник при жизни не раз вспоминал свои военные зарисовки и даже не знал, уцелели ли они. После окончания войны их публикация была просто невозможна. Большинство экземпляров «Книги военных рисунков», даже несмотря на то, что в них не было изображений свастики, были уничтожены в рамках мероприятий по искоренению нацизма в Германии.

Только в 1977 году была лимитированная перепечатка лишь небольшой части ранее напечатанных рисунков.

Сохранились ли оригиналы до сих пор неизвестно.

Искусство Лиски должно было соответствовать ожиданиям «верха», и клише пропаганды оставило свой отпечаток на его рисунках, комментирует заместитель директора Музеямемориала Ленина Валерий Перфилов. Но художник сумел показать, что эта война была трагедией и для его соотечественников. Глядя на его рисунки, мы понимаем, что русские солдаты победили не карикатурных фрицев, а мощную армию, опиравшуюся на военный потенциал всей Европы.

Участник Великой Отечественной, историк Михаил Чернов подчеркнул, что Лиска с документальной точностью передал обстановку войны, выразил саму ее сущность, а также психологию солдата в условиях сражения. Рисунки Лиски ничем не напоминают пропагандистские плакаты.

Это сцены сражений и отдыха, виды разгромленного аэродрома, портреты немецких солдат и пленных русских. В них есть место юмору, например, в рисунке «Борьба с «партизанами» (вшами)». Под изображением работающего радиста художник приписал, что в это время передавалось зашифрованное сообщение, которое звучало так: «Чтобы лучше владеть девушкой, попытайтесь применить музыку или водку». Немцы-завоеватели выглядят не пафосно и одеты не «с иголочки», как часто их изображали в советских фильмах. В тонких, детально прорисованных миниатюрах, по которым могли бы учиться мастерству начинающие графики, Лиска запечатлел реальную драму войны, ее боль, страдания и отчаяние.

На выставке демонстрируется и рисунок другого немецкого художника «Девочка с Дона» Кристиана Модерзоне. Он также был отправлен на фронт, чтобы документально запечатлеть победное шествие немецкой армии. Свои первые военные рисунки он сделал в деревнях на берегу Чудского озера рисовал не сражения и храбрых бойцов, а поразивших его русских крестьян. Эти рисунки спасли ему жизнь. Когда он был тяжело ранен под Сталинградом, жители, наткнувшись на него и увидев в солдатской сумке портреты русских людей, перевязали ему раны. Кроме того, в музее выставлены работы ульяновских художников и победителей конкурса детского рисунка, также посвященные теме Великой Отечественной войны.

Анна Школьная