Губернаторы предложили, президент поддержал идею убрать Валентину Матвиенко из губернаторов Петербурга, где она ворочала бюджетом в сотни миллиардов рублей, и назначить на высокий, но ничего не значащий пост главы Совета Федерации.
Назначение это небыстрое, так что у Матвиенко будет время как- нибудь отвертеться от навязываемого ей почета, если, конечно, за идеей не стоят какие- то дальние планы, о которых власть предпочитает не распространяться. То есть если это не очередная спецоперация.
То, как происходило «сватовство», лучше многочасовых политологических лекций продемонстрировало и суть, и помыслы нынешней российской власти. Не успел Дмитрий Медведев одобрить предложение «сватов» (ряда губернаторов, в числе которых был и глава Чечни Рамзан Кадыров), как «невеста», Валентина Матвиенко, узнав обо всем из сообщений СМИ, начала благодарить президента за доверие и сказала, что для принятия решения ей нужно время. А ведь ничего еще нет. Автоматом спикером Совфеда не становятся. Для этого нужно пройти как минимум три этапа. Во-первых, членом Совета Федерации теперь можно стать, только избравшись в депутаты какого-нибудь органа местной власти. Законодательного Собрания Петербурга, например, или хотя бы сельсовета. А где гарантия, что Матвиенко точно в этот сельсовет изберут? (Губернатором Санкт-Петербурга она была избрана в свое время лишь десятью процентами от общего числа избирателей города.) В нормальном демократическом государстве и не может быть никакой гарантии.
Допустим все же, что Валентина Ивановна депутатом стала. Дальше – регион, в котором она вошла в состав сельсовета, должен еще выдвинуть ее в Совет Федерации, но и тут гарантии быть не может – ну а вдруг заартачатся и ни в какую. Но опять же допустим, что выдвинули, и Матвиенко – член Совфеда, однако председатель верхней палаты должность тоже выборная. Проголосуют – будет главой палаты, не проголосуют – останется рядовым и безвестным сенатором.
И беда в том, что выглядело «назначение» Валентины Матвиенко председателем Совета Федерации как дело уже решенное. Это смущает, поскольку стране было в очередной раз показано, что у верхов все в кармане: скажут, и Матвиенко изберут депутатом сельсовета, а если не изберут, подсчитают голоса так, что все равно изберут; скажут, и регион выдвинет Валентину Ивановну в сенаторы; потом скажут, и Совфед изберет ее своим председателем. А ведь это вообще не дело президента. Совет Федерации – совсем другая ветвь власти, не зависимая от президентской, и глава государства не вправе не только назначать (рекомендовать, одобрять) спикера, но даже и намекать на ту или иную кандидатуру. Смутило и то, как Матвиенко бросилась Медведева благодарить, не народ, который, скажем, намерен доверить ей высокий пост, а президента, которому Совет Федерации формально не подотчетен. Все смешалось, в общем, в мозгах властей предержащих.
Теперь о том, почему Матвиенко решили убрать из Питера. Это, по меньшей мере, странно, ведь президент охарактеризовал ее как «абсолютно успешного губернатора».
Зачем увольнять человека, если он «абсолютно успешен», и отдавать пост какому-то другому человеку, который по определению будет менее успешен (абсолют – это вершина, превзойти ее невозможно)? Тут уж поле для догадок, версий и гипотез.
Возможно, тандем имеет некие данные о том, что ни один из них избран в 2012 году не будет, и поэтому решили сделать ход конем поставить-таки на третьего, причем на женщину, что для России совершенно внове, со времен Екатерины II такого не было. Провести же Матвиенко в Кремль будет легче с поста главы Совфеда, одного из четырех первых лиц государства, чем с поста губернатора. По другой версии, тандем получил разведданные, что выдвинуть на президентских выборах женщину собирается какая-то из партий. Например, Светлану Горячеву, сильного и харизматичного политика. Перепугавшись, заспешили с назначением дамы в Совет Федерации, чтобы создать у избирателя впечатление, что женщины во власти уже есть и что две на самом верху – это перебор.
Все может быть и проще. Жители Петербурга, по имеющейся информации, Матвиенко очень не любят, и власти опасаются, что этот факт подкузьмит им на декабрьских выборах. Вот и задвигают Валентину Ивановну от греха подальше.
Ну и наконец банальная версия: место питерского губернатора вместе с сотнями миллиардов бюджетных рублей в руках кому-то понадобилось, и Валентину Матвиенко предложили отправить на пенсию, то бишь в Совет Федерации, давно имеющий репутацию как раз палаты пенсионеров. Спикером Совфеда может быть легко назначен даже манекен, который будет смирно сидеть в председательском кресле, а заседания будет вести, к примеру, его зам. И ничего от этого в стране не изменится – ни к лучшему, ни к худшему.
Юрий Кашинский