В сентябре 2011 года исполняется 70 лет Ульяновскому приборостроительному заводу – сегодняшнему ОАО «Утес». Предприятие, прошедшее становление в военное лихолетье, когда оно одновременно строилось и давало продукцию фронту, получило ту крепкую закалку, которая определила его рабочий характер на будущее. Все семь десятилетий завод оставался одним из стабильных, идущих в ногу со временем предприятий авиационной промышленности. Практически на всех отечественных самолетах и вертолетах (гражданских и военных), на космических аппаратах стоят сегодня приборы и системы, изготовленные ульяновскими приборостроителями. А когда ситуация потребовала, «Утес» успешно освоил и другую продукцию – автомобильную и медицинскую технику.

За плечами завода-юбиляра много славных дел. Накоплен бесценный опыт, богатые трудовые традиции. Здесь получило путевку в жизнь не одно поколение рабочих и инженеров. Многие из них стали высококлассными специалистами, мастерами своего дела. Однако коллективу «Утеса» некогда почивать на лаврах, да и не в его это стиле. Перефразируя известный афоризм, можно сказать, что состояние любого предприятия таково, как оно себя чувствует. Тут «Утес» даст фору многим. Рождение на заводе новых замыслов и их воплощение в жизнь не прерываются.

От Базарной площади до космоса

В эти дни ровно 70 лет назад в Ульяновске, около Базарной площади, активно развернулось строительство приборостроительного завода, относящегося к наркомату авиационной промышленности. Работы подтолкнуло начало Великой Отечественной войны и эвакуация в наш город профильных предприятий из Ленинграда, Вязьмы, Москвы. Перед новым ульяновским заводом стояла задача как можно быстрее наладить выпуск изделий для самолетов и танков. Фронт очень нуждался в них, поэтому еще до окончания строительства зам.наркома авиапромышленности Хруничев подписал приказ о временном вводе в эксплуатацию имеющихся цехов с 1 сентября 1941 года. Эта дата и считается днем рождения ульяновской «приборки».

А в декабре 1941 года завод уже выдал первую продукцию – 200 указателей поворота – благодаря самоотверженному, почти круглосуточному труду заводчан на строящемся предприятии. Кроме указателей поворота, осваивались авиационные компасы, тахометры для измерения оборотов главного вала мотора. Всего за годы войны Советская Армия получила из Ульяновска около 300 тысяч разных приборов для военной техники. Таким был вклад в Победу.

На 1950-е годы пришлось становление завода как специализированного предприятия по широкому спектру авионики для самолетов и первых образцов ракетной техники. Страна приступила к созданию новых типов самолетов – возросла потребность в оснащении их на-вигационно-пилотажными приборами, измеряющими скорость и высоту. Первыми указателями скорости были УС-15, УС-80, высотомерами – ВД-10, ВД-20.

В 1954 году в составе завода был создан филиал Раменского ОКБ-149, превратившийся впоследствии в Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП). В содружестве с ним завод воплотил в жизнь немало новинок. Одной из первых разработок УКБП стал магнитный жидкостный авиакомпас КИ-13, который до сих пор выпускается «Утесом» и устанавливается практически на всех отечественных летательных аппаратах. Этот надежный компас – незаменимая вещь, если в полете вдруг откажет электроника.

В 1959 году директором «приборки» на два десятка лет стал Вячеслав Зорин, начинавший на заводе учеником токаря в грозном 1942-м. Работавшие вместе с ним говорят, что он прекрасно знал структуру производства, обладал отличными организаторскими способностями, умел доверять людям и требовать с них. При руководстве Зорина значительно расширилась производственная база предприятия, было освоено много новых приборов, номенклатура изделий перевалила за 1200. В 1971 году за достигнутые высокие показатели коллектив Ульяновского приборостроительного завода наградили орденом Трудового Красного Знамени.

В начале 1982 года предприятие возглавил Георгий Лафазан, который руководит «Утесом» по сей день. За последние три десятка лет завод достигал высоких вершин и сотрясался от экономических бурь. В 1980-е здесь добились отменного качества и надежности продукции (брак составлял не более 0,06 процента), закрывали в срок поставки всем потребителям. В 1990-е отчаянно боролись за выживание, чему помогло освоение совершенно новых для завода изделий – автокомпонентов и мед-техники. Справился «Утес» и с последним экономическим кризисом 2009 года.

Все достижения предприятия – результат ежедневного, кропотливого труда людей, коллектива единомышленников. Золотые руки и светлые головы имелись на «приборке» всегда. Многие за-водчане отмечены за свою работу государственными наградами. Токарь-расточник Борис Епифанов и фрезеровщик Михаил Митрофанов были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Сотни их коллег получили ордена и медали. Тысячи ульяновцев отдали родному предприятию частичку души, внесли достойный вклад в его историю.

За высотою – высота

Жизнь – такая штука, которая постоянно требует брать новую высоту, если не хочешь от этой жизни отстать. Ульяновский приборостроительный покорил немало рубежей и сегодня продолжает их штурмовать, каждый раз поднимая планку все выше.

В послужном списке «Утеса» имеются прорывные для своего времени вещи – освоенные, запущенные в серию. К прорывам относятся, например, системы воздушных сигналов – СВС, заменившие на самолетах указатели скорости, высоты й т.п. «Утес» освоил уже несколько поколений СВС, совершенствуя систему, сейчас выпускает целую гамму таких приборов для различных летательных аппаратов. Прорывом стал и переход к электронным системам отображения информации на борту.

– Эта техника заменила на приборной доске многообразие различных электромеханических стрелочных приборов и табло, – рассказывает заместитель главного конструктора «Утеса» Олег Терешин. – Раньше смотреть на каждый прибор глаза разбегались. Теперь система отображения информации обеспечивает сбор данных со всех устройств воздушного судна и индикацию параметров на дисплеях. На борту устанавливается лишь пять-шесть индикаторов, отображающих информацию, требующуюся пилотам в данный момент. «Утес» выпускает такие системы. Раньше экран работал на телевизионной трубке, теперь ее сменил жидкокристаллический дисплей. Современными системами отображения информации оснащаются все российские самолеты и вертолеты. Но и механические наши приборы одновременно продолжают нести службу: они нужны летчикам на случай аварийной ситуации, чтобы с их помощью можно было совершить посадку. Еще одно новое направление -производство систем управления общесамолетным оборудованием. При запуске летательного аппарата существуют определенные операции, прежде выполнявшиеся пилотами, как в фильме «Экипаж». Все это теперь замещает вычислительная техника, которая осуществляет запуск. «Утес» уже два года делает эти системы управления для учебно-боевых машин «ЯК-130». Сейчас наши блоки пробуются на «ТУ-204». Совсем недавно на авиасалоне во французском Ле-Бурже была представлена машина «Сухой Суперджет 100» – современный российский пассажирский самолет средней магистральной дальности, на который сейчас поступает много заявок от отечественных и зарубежных авиаперевозчиков. «Утес» будет поставлять для «Суперджет» концентраторы данных. Этот прибор, разработанный УКБП, собирает информацию, преобразует ее и посылает на дисплей. Подготовку к производству концентраторов мы провели, сейчас собираем первый образец. Думаю, до конца года освоим серийный выпуск изделия.

На «Утесе» довольны тем, что выйти на докризисные рубежи после провала 2009 года и двигаться дальше удается за счет производства авионики – ведь это все-таки основной профиль предприятия. Сейчас производство и ремонт авиационной техники в стране оживают, что потянуло за собой и «Утес». По выражению генерального директора предприятия Георгия Лафазана, очень хочется поработать без экономических потрясений, и есть над чем.

– Сегодня мы являемся участниками концерна «Авиаприборостроение», объединяющего более 40 заводов, который входит в госкорпорацию «Ростехнологии», – говорит Георгий Лафазан. – Чувствуем некоторые подвижки. Дополнительно объединяем усилия с УКБП, с которым всегда тесно сотрудничали. УКБП выиграло тендер на разработку бортового оборудования для гражданских вертолетов – «Утес» тоже подключается к этому. Совместно создали испытательную лабораторию – лучшую в отрасли, не побоюсь этого слова. УКБП разработало оборудование для двухпилотной кабины на «ТУ-204СМ», сейчас проходят испытания. Там надо так построить набор оборудования, чтобы оно заменило часть экипажа – штурмана, бортмеханика. «Утес» тоже участвует в этой разработке. Сейчас мы взаимодействуем с УКБП таким образом, чтобы ускорить освоение и выпуск авиатехники. Получаем от них первичные чертежи, документацию и тоже начинаем планировать производство. Нестыковки, конечно, возникают, но решаются в рабочем порядке. Зато время на подготовку к серийному выпуску сокращается, темп возрастает.

Перспективным направлением для завода является освоение производства навигационных систем на лазерных гироскопах, способных очень точно определять местонахождение летательных аппаратов. Подобной технологией владеют лишь несколько фирм в США и Франции. «Утес» уже освоил важную составляющую навигаторов – кварцевые акселерометры, используемые для сверхточного измерения ускорения. Акселерометры применяются и автономно w

– например, на причальных модулях космических кораблей. Теперь очередь за гироскопами, чтобы навигационный прибор можно было полностью собирать в Ульяновске из своих комплектующих. Для завершения работ требуются серьезные средства. Есть постановление правительства РФ, касающееся авиаприборостроения, согласно которому «Утесу» планируется выделить около 1,6 млрд рублей до 2020 года на реконструкцию и перевооружение. Транш на 2011 год -120 млн рублей. На заводе очень ждут получения этих денег.

Модернизация с перспективой

Новая продукция, которую осваивает «Утес», требует модернизации производства. Здесь у завода тоже есть хорошие наработки. Это касается и совершенствования организации производственных процессов, и бережливости, и, конечно, технического перевооружения. «Утес» всегда, даже в трудные для себя времена, решительно шел на приобретение современного, высокотехнологичного оборудования и оказывался в выигрыше.

– На нашем заводе действует программа модернизации всего производства до 2013 года, – рассказывает заместитель главного технолога Вадим Лазенков. – В стадии разработки

– предложения до 2015 года. Программа начала работать лет пять назад, когда завод стал закупать новое, особо точное оборудование от ведущих компаний. Сейчас на предприятии более 40 единиц такой техники. Много сделано по механическому производству. Там у нас оборудован большой цех: девять обрабатывающих центров с ЧПУ. На днях получаем еще один, в ближайшее время – еще два. Задача – создать цех из 25 обрабатывающих центров с ЧПУ, в основном японских и корейских. Производительность труда на таком оборудовании возрастает в 4-6,5 раза, как показал опыт.

Идет полная модернизация гальванического производства, которая должна завершиться в следующем году. В обновленном гальваническом цехе в несколько раз сократится вредность, повысится качество покрытий. В Ульяновске такой многофункциональной гальваники пока не имеется.

Самые серьезные перемены затронули сборочное производство. Они начались еще 3-4 года назад, а крупные работы ведутся с 2009 года. В монтажном цехе стараемся уходить от ручных паяльников. Приобретены линии селективной пайки, которые работают без участия монтажниц, в автоматическом режиме. Линии очень высокого уровня: даже за рубежом немногие ими располагают. Сейчас электромонтажный цех переводится на новые площади. К осени его мощности значительно возрастут.

В цех окончательной сборки изделий, где особенно важен контроль, приобретается очень много контрольных приборов, тестеров. Еще один сборочный цех создавался с нуля под принципиально новую продукцию – навигационное оборудование и оптические приборы.

Кроме передовой техники, приобретает завод и новые лицензированные технологии, чтобы можно было использовать современное оборудование наиболее полноценно. Следующий этап модернизации включает в себя дальнейшую автоматизацию процессов управления.

Все это – веление времени, основа успешной работы на перспективу. Жизнь продолжается, история «Утеса» на 70-летии не заканчивается. В год юбилея коллектив завода смотрит в будущее с надеждой и верит в свои силы.

Петр ДУБРОВИН