Политологи прогнозируют, что на выборах 2016 года КПРФ и ЛДПР в Госдуму могут не попасть, поскольку их лидеры возглавляют партии неизменно уже больше 20 лет и стремительно стареют, смены же им не видно.

Прогноз, на первый взгляд, парадоксальный, ведь на фоне падения рейтинга «Единой России» рейтинг оппозиционных партий, наоборот, растет. Недовольство россиян положением в стране и своим собственным усиливается, и самое бы время альтернативным общественным силам воспользоваться ситуацией и наращивать потенциал. Но заметных сдвигов у КПРФ и ЛДПР, в частности, нет. Пока, по крайней мере. Хотя до избирательной кампании 2011 года остается уже меньше шести месяцев и пора вносить в политическую жизнь оживление.

Оживления, однако, не наблюдается. Ни в тактике, ни в методах. Деятельность КПРФ свелась фактически только к партийной прессе, не меняющейся все 20 лет ни по тематике, ни по тону – агрессивному, нравящемуся аудитории, ностальгирующей по советским временам, Сталину и КПСС. Аудитория эта тоже стареет и вдобавок – сокращается. Молодежи, не жившей при КПСС, но склоняющейся к левой идее, тон партийной прессы в основном чужд, нового же и современного ничего не предлагается.

Еще более тяжелой политологи считают ситуацию в ЛДПР, являющейся партией одного человека Владимира Жириновского. Пока он есть, есть и партия, будет и проходной балл на выборах в Госдуму. Таланта лидера ЛДПР достаточно, чтобы в одиночку делать любые избирательные кампании.

Но ему уже 65, а через пять лет пойдет восьмой десяток. Главе КПРФ Геннадию Зюганову еще больше 67. К выборам 2016 года исполнится 72. Средний возраст руководящего состава КПРФ уже сейчас превзошел пенсионные 60 лет, пишет журнал «Профиль» в статье, посвященной судьбе оппозиционных партий. Наиболее видные коммунисты еще старше. Нобелевскому лауреату Жоресу Алферову 81, одному из основателей партии Валентину Купцову 73.

И так далее. И никакой молодежи рядом.

Журнал считает, что пустыня вокруг Зюганова результат борьбы за власть. Зюганов, по версии «Профиля», не терпит конкуренции. Именно поэтому из КПРФ были в свое время исключены Геннадий Селезнев, экс-министр культуры Николай Губенко и харизматичная Светлана Горячева. В предвыборные же партийные списки включаются чаще всего ветераны партии, привыкшие к статусной жизни.

Исключением при этом было прохождение в Думу на прошлых выборах молодого Алексея Корниенко от Ульяновска лидер областного отделения КПРФ Александр Кругликов предпочел кресло депутата Заксобрания, уступив Корниенко дорогу. Но известно, что исключения лишь подтверждают правило, и это правило нуждается в радикальной перемене. В Думу на ближайших выборах КПРФ и ЛДПР, естественно, пройдут, и у них останется пять лет на то, чтобы решить возрастную проблему. Омолодить, словом, руководящий состав. Проблему в самих партиях, кажется, тоже понимают.

Резко ухудшилась, на мой взгляд, ситуация и в «Справедливой России» после утраты партией административного ресурса в виде поста спикера Совета Федерации, с которого был недавно смещен лидер «СР» Сергей Миронов. Партия заметно убавила свое присутствие в российском информационном пространстве. Должность главы думской фракции, которую занял Миронов, совсем, как оказалось, не то, что должность главы Совфеда. О «Единой России» разговор особый.

Сергей Поленов