Юрий КОРАБЛЁВ

Похоже, что пивоваренная компания с немецким акцентом «САБМиллер РУС», только в прошлом году открывшая в Чердаклинском районе свой завод, может в ближайшие годы повторить путь, которым в свое время шла к краху местная пивоваренная компания “Витязь”.

Кто с пивом к нам придёт…

На заводе “Витязь” выпускалось много сортов разного по цене пива, много велось разговоров о рабочих местах, приличной зарплате, отчислениях в бюджеты… Потом шамановцы запустили в область многочисленных варягов, как российских (вроде клинских), так и импортных. Те своей продукцией практически убили ульяновскую пивоваренную компанию. Сначала с прилавков исчезли сорта местного пива, на которые был приличный спрос, осталось самое низкокачественное. Потом тихонько продукция “Витязя” практически исчезла с прилаков.

Однако и варягам пришлось не сладко на российской земле. Мендежеров и владельцев SAB Miller беспокоят растущие акцизы и налоги на продажу пива. Если в январе они достигли 200%, то продажи упали на 15%. Пытаясь удержаться на российском рынке, немецкие пивовары встают на путь, уже проторенный ульяновским “Витязем”. Гендиректор российского филиала SAB Miller Грант Харрис недавно заявил, что груфппа будет стремиться включить в свою линейку новые более дешевые местные бренды для сельских регионов, где спрос на крупные западные бренды практически отсутствует. Немецкая компания не скрывает своих планов удержаться на рынке за счет спивания населения России, особенно остатков сельского дешевой. Да и городское население у нас в области не намного богаче сельского. Так что и для него немецкое дешевое пойло, произведенное в Чердаклинском районе, тоже сойдет. Следует ожидать, что потом пойдет речь об оптимизации штатов (о сокращении количества работников предприятия), потом о сокращении отчислений в бюджет. А там и до печальной участи “Витязя” будет рукой подать.

Рекламные фокусы

Пока, с целью удержаться на рынке, немецкие пивовары предпринимают кое-какие меры. Чего стоит разработанный в недрах Союза пивоваров России собственный проект «Есть 18? Подтверди!», который, как утверждают пивовары, включает в себя комплекс мер по предотвращению продажи пива несовершеннолетним. И в прошлом году в сентябре, и в нынешнем году, в июне, чердаклинско-немецкие пивовары в рамках проекта проводили специальные акции по контролю за соблюдением норм ФЗ-11, запрещающих продавать пиво несовершеннолетним. Эдак поневоле поверишь в то, что пчелы иногда способны бороться против меда.

Но это только на первый взгляд. На самом деле борьба с пивным алкоголизмом молодежи, если немного подумать, очень прибыльное дело для пивоваров, конечной целью которых является извлечение максимума прибыли, а вовсе не прекращение употребления пива молодежью. Случись такое, пивоваренные компаниии с мировыми именами вылетят из России, как пробки из бутылочного горлышка. Ведь имено молодежь является основным потребителем их продукции.

Никто не пострадал

Одним из способов провести якобы противопивную акцию и при этом отрекламироваться на полную халяву стала акция «Есть 18? Подтверди!». Проводя акции по недопущению молодежи до пива, их устроители приглашают многочисленных журналистов, чиновников и всей этой толпой с телекамерами, фотоаппаратами и диктофонами идут ловить продавцов, продающих пиво малолеткам. Поскольку такой толпой поймать нарушителей невозможно, организаторы акций снимают заведомо постановочные сюжеты. “Представитель ульяновского регионального Союза молодежи, которому нет 18-ти лет, будет заходить в магазины и пытаться купить пиво. С теми продавцами, кто пиво все-таки продаст, проведут разъяснительную работу, расскажут о нормах российского законодательства. А самые ответственные получат подарки”, — еще в 2009 году откровенничал с журналистами по поводу постановочно-провокационных планов директор по связям с органами власти ООО «САБМиллер РУС» Кирилл Болматов. Заметьте, при этом с продавцами пива малолеткам проводятся исключительно беседы и они остаются абсолютно безнаказанными. Зато сами пивовары получают возможность откатать в телеэфире сюжеты, якобы, о борьбе компании с употреблением пива несовершеннолетними, а на самом деле, заурядные рекламные ролики о самой компании. Причем ролики эти проходят в то время, когда реклама пива и компаний его производящих в телеэфире категорически запрещена законом, то есть до 23 часов. Любыми иными способами попасть со своей рекламой в телеэфир для пивоваров просто невозможно. А уж газетная информация о противопивном рейде пивоваров обязательтно завершится сведениями о пивоваренной компании, организовавшей рейд, о ее брендах, о месте компании в мировом производстве пива и в производстве пива в Росиии, рассказом о том, что завод в Ульяновске — третий завод, построенный этой пивкомпанией в России и т.д. Так что свои деньги пивовары на проведение шутовских акций выбрасывают не зря — они возвращаюся к ним за счет не столь уж скрытой рекламы.

Чиновники и пивовары

Судя по всему, чиновники и пивовары очень дружны. Чиновники различных ведомств не только не пресекают подобные незаконные акции, но сами охотно участвуют в них. Остается надеяться, что совершенно бескорыстно и исключительно по недомыслию? На открытии пивзавода появился сам губернатор Сергей Морозов и сказал прочувствованную речь: “Пивоваренный завод компании «САБМиллер РУС» по праву можно поставить в один ряд с лучшими производственными площадками мировых лидеров. Поэтому его открытие для Ульяновской области – знаковое событие. Используя новейшие технологии в своем производстве и создавая для своих сотрудников достойные условия труда, это предприятие отвечает самым высоким международным стандартам. Для региона этот проект, безусловно, имеет очень важное значение.

Не поторопился ли в очередной раз насчет “весомого вклада” пивзавода “в экономические развитие Ульяновской области” Сергей Иванович, как это было уже, например, с “Ленинскими горками”? Про “Витязь” еще раньше говорили примерно такие же слова. А что из этого получилось? Причем все это произносится губернатором на фоне все новых объявляемых властями кампаний по борьбе с молодежным алкоголизмом. Да и при чем тут “новейшие технологии”, когда руководство компании открыто заявляет о намерении увеличения объемов выпуска дешевого пойла?

Однако, положение обязывает, и вот уже ульяновский мэр Александр Пинков во время противопивных рейдов витийствует, как это было в начале июня: “Надо сделать так, чтобы алкогольную продукцию продавали только лицам старше 21 года. Нужно запретить продажу и потребление пива в общественных местах. Для этого есть рестораны, бары, кафе, где можно цивилизованно посидеть”. А что, собственно, помешало это сделать господину Пинкову за полтора года его сидения в мэрском кресле? Еще в 2005 году был принят ФЗ-11, в котором прямо сказано: ”Не допускается потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на улицах, на стадионах, в скверах, в парках, в транспортном средстве общего пользования”. Пинкову не ведомо о существовании этого закона? По-видимому, поэтому он дал весной разрешение на установку пивного павильона между зданиями УлГПУ и облбиблиотеки? Так сказать, поближе к местам концентрации потенциальных потребителей пива, где они для начала смогут “цивилизованно посидеть”? Кстати, никто так и не узнал, кто из мэрских подчиненных готовил документы на открытие этой пивной точки.

Как спасти детей?

Ни для кого не секрет, что многочисленные антиалкогольные кампании, проводящиеся в течение многих лет в России, давно показали свою полную неэффективность. Тем более, когда ими занимаются сами водкоделы или пивовары. Результаты этих кампаний и реалии повседневной жизни заставляют сделать страшный вывод: уже сейчас практически бесполезно бороться с пивным алкоголизмом подростков от 14 до 18 лет. Тем более с теми, кто еще старше. Любые, даже самые жесткие ограничительные меры, здесь не срабатывают. Это вовсе не означает, что власть, общественность должны опустить руки и оставить все так, как есть. Другое дело, что основной объем профилактических мер можно и нужно попробовать перенести на самые ранние возрастные группы детей. Одним из средств будущего спасения детей от пьянства должен стать массовый детский спорт, который должен быть не очень дешевым, а абсолютно БЕСПЛАТНЫМ. За счет тех средств, которые сейчас расходуются на пустые антиалкогольные кампании, можно многое сделать в этом плане. Однако пока куда больше ведется разговоров, чем что-то делается. Те спортивные объекты, которые строятся на бюджетные деньги, почему-то почти обязательно под эгидой “Единой России”, упорно занимаются с детьми за деньги. Стало быть, партбоссам “ЕР” здоровое будущее нации ни к чему? Им куда важнее интересы заезжих пивоваров?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.