После долгих десятилетий забвения к нам снова возвращаются исконные русские праздники: Масленица, Красная горка, Купала. Последний приходится на самую короткую ночь в году. Этим летом Купала пришёлся в ночь на 25 июня, а по новому стилю отмечался вчера, 7 июля. Как в наши дни ульяновцы празднуют Купалу?

С верой в чудо

Безо всякого углубления в дремучую мифологию отметим лишь, что Купала — праздник языческий, славянский. Отмечать его наши предки начали раньше, чем строить города. Купание в реке в эту ночь считалось делом обязательным, отсюда и название праздника. Когда же Русь приняла христианство, весёлого летнего Купалу, ставшего символом полноты жизни, стали всячески изгонять из календаря народных праздников. Правда, у гонителей ничего не вышло, и люди продолжали собираться все вместе на игрища в самую короткую ночь в году. Пришлось приспособить Купалу к христианскому календарю, а сам праздник был привязан к имени Иоанна Крестителя. Так появился день Ивана Купалы.

Этот день никогда не был строго закреплён за конкретным числом, дату народ выбирал сам: когда-то люди умели вычислять летнее солнцестояние безо всяких приборов. Со временем память людская растеряла многие представления о том, как празднуется Купала, а в наши дни и вовсе помнят разве что о цветущем папоротнике.

Иванова ночь была не просто праздником. Наши предки верили, что именно в это время природа достигает расцвета, полноты своих сил. Буйство разнотравья, наливающийся урожай, лето, достигающее середины — всё это приходилось как раз на Купалу. Отсюда и вера в то, что даже папоротник, который никогда не цветёт, в эту волшебную ночь получает от земли всю живительную силу и раскрывается цветом. А где одна невидаль, там следом и прочие чудеса! Нашедший цветок папоротника, как известно, найдёт возле него клад.

Кроме того, Купал екая ночь была ночью очищения как тела, так и души. Отсюда и купание в реке, и прыжки через костёр, ведь огонь у славян обладал свойством очищать и возрождать новую жизнь. В утро Купалы люди умывались росой, чтобы не болеть, жгли рубахи больных, чтобы уничтожить хворь и всякую порчу, а ночью устраивали настоящие игрища.

В наши дни Купалу празднуют, конечно, не в каждом селе, но, тем не менее, традиции предков постепенно возрождаются. Так, например, уже много лет под городом Малоярославцем (Калужская область) этот праздник отмечают с невиданным размахом — в обрядах принимают участие около тысячи человек со всей страны!

Братство костра

Празднуют Купалу и в Ульяновске, С одним из организаторов этого праздника, руководителем военно-исторического клуба «Сокол» Андреем Сухомлиновым мы встретились как раз после проведённого праздника Купалы.

— Нашему клубу 9 лет, и почти столько же мы отмечаем Купалу, — рассказывает Андрей Сухомлинов. — Ребята сами придумывают программу, ориентируясь, конечно, на историческую литературу. Я и сам мальчишкой видел, как Купалу праздновал ещё мой дед, да и сам не раз на купальских кострах прожигал себе шорты. Предки мои — из казаков, пришли на Симбирскую землю с войском Богдана Хитрово. Мой дед жил в Рыбачьем стане, что на Верхней Террасе. Помню, как в эту июньскую ночь все собирались вокруг костров, пели казачьи песни, рыбаки по-особому готовили рыбу. Как-то раз поймали огромного сома и приготовили его на всех. Понимаете, среди тех, кто бывал на этом празднике, были люди, пришедшие с фронта, и Купала был для них едва ли не самым весёлым праздником, праздником жизни. У нас никогда строго не соблюдали все обряды этого дня, но те традиции, что мы чли, передавались нам от дедов и отцов.

Сейчас участники клуба «Сокол» собираются в Купальскую ночь на волжском пляже на Верхней Террасе: там безопаснее всего разводить костры — рядом река, да и мешать здесь точно некому. Если бы кто-нибудь понаблюдал за этим праздником со стороны, то, наверняка, оценил бы изобретательность современных наследников Купалы.

— Начинается праздник с игрищ. Издревле в эту ночь парни показывали свою удаль, больше, конечно, в шуточной манере. Это, скорее, игра, нежели настоящий поединок. Ребята устраивают «конные» бои, когда, сидя на плечах у другого человека, надо толкнуть противника, сражения «стенка на стенку», играют в «слоников» по типу чехарды. Девушки водят хороводы, плетут венки. К одежде тоже особых требований нет, разве что на рубаху не стоит скупиться. А кто-то шьёт себе сарафаны, кушаки, повязки с купальскими символами. Выглядит это очень красиво!

Как любой народный праздник, Иванов день, прежде всего, объединяет людей, делает их побратимами: в этот день нельзя обижать друг друга, пакостить и держать на другого злобу. Братским узлом всех участников Купалы связывает костёр, вокруг которого все и собираются.

— Единственный алкогольный напиток, который присутствует на празднике — это пиво, оно символизирует хлеб, — продолжает Андрей Сухомлинов. — Да и то его передают по кругу из рук в руки с поклоном, чтобы каждый мог пригубить солнечный напиток, а после . остатки выливают на костёр. Так принято, что откушавшие хлеба в кругу никогда не станут врагами. Этот обряд — как некое ‘утверждение братства. После из веток сооружается колесо, так называемое коло, обматывается тряпицами и поджигается. Получается такое огненное колесо, символизирующее Солнце.

В Купальскую ночь издревле не только обретали друзей-побратимов, но и находили своё счастье. Считалось, что молодые пары, скрепившие свой союз именно в этот день, будут непременно счастливы вместе.

— Девушки плетут венки из трав и цветов, после чего встают в ряд перед ребятами. Парни при этом должны отвернуться и не подсматривать, кто к ним подойдёт и возложит на голову венок. Если юноша угадает, какая из девушек его выбрала, быть паре. Хотя этот обряд тоже зачастую превращается в шутку. На Купале же главное — веселиться, общаться друг с другом, сидеть за общим костром и петь любимые всеми песни. Поэтому вместе с нами на праздник приходят не только воспитанники клуба «Сокол», но и, что называется, друзья их друзей и просто незнакомые люди, желающие поучаствовать в веселье.

Народное признание

Разговаривая с Андреем Сухомлиновым как с руководителем военно-исторического клуба, в котором занимаются люди в возрасте от 11-ти до 52-х лет, но приходят туда в основном всё же подростками, нельзя было не спросить, откуда в современной молодёжи эта тяга к старым традициям. Ведь ни телевидение, ни Интернет этому отнюдь не способствуют…

— Знаете, люди уже устали от навязывания им чужой культуры, они уже настолько наелись этим, что хотят, наконец, праздновать свои праздники, соблюдать свои обычаи. В этом году на Масленице был показательный случай. Клуб «Сокол» выступал на центральной площади Ульяновска, где должно было состояться традиционное сжигание чучела. Но в последний момент ради пожарной безопасности всё отменили, а наших ребят попросили перенести ставшее ненужным чучело на склад в парк имени Я.Свердлова. Мы взяли чучело и понесли через всю площадь к парку. Приходим к его руководству, чтобы разрешили на склад отнести, а на нас смотрят во все глаза и спрашивают: «Вы откуда столько народа привели?!». Мы оборачиваемся -аза нами, оказывается, все люди с площади шли! Представляете, народ думал, что чучело в парке будут жечь, и пошёл за нами смотреть и участвовать во всеобщей потехе! Люди любят эти праздники, они же в нашей генетической памяти, это наше прошлое, без которого нас сегодняшних быть не может.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.