С 1 сентября таксистам предстоит жить по новым правилам – лицензирование таксомоторной деятельности, отмененное в 2005 году, возвращается в новом, более жестком виде.

Законодатели рассчитывают навести порядок в сфере пассажирских перевозок. Автомобилисты, подрабатывающие частным извозом, недовольны.

Легальные перевозчики рассчитывают на то, что с улиц исчезнут «бомбилы». Правда, отмечают эксперты, это приведет к подорожанию услуг такси минимум на 50 процентов.

Согласно принятым в апреле этого года поправкам в Закон «О безопасности дорожного движения» все водители такси с 1 сентября должны будут иметь разрешение на таксомоторную деятельность, оформленную не на человека, а на автомобиль.

Разрешение будет выдаваться уполномоченным органом региональной исполнительной власти (в Ульяновской области – министерством промышленности и транспорта) при наличии у водителя автомобиля в собственности или в лизинге на срок не менее пяти лет.

По новому закону легковое такси должно быть оборудовано таксометром, автомобиль каждые шесть месяцев должен проходить технический осмотр, иметь на боковых поверхностях кузова цветографическую схему (шашечки), а на крыше – опознавательный фонарь оранжевого цвета. Самому водителю предписывается иметь водительский стаж, подтвержденный документами, не менее трех лет или общий водительский стаж не менее пяти лет.

Кроме того, должны быть обеспечены условия по прохождению перед каждым выездом на линию контроля технического состояния такси и прохождения медосмотра водителем. У каждого таксиста на руках должен быть договор фрахтования либо заказ-наряд, а пассажирам он будет обязан выдавать кассовый чек или квитанцию. За нарушение этого правила предусмотрен штраф в размере 1000 рублей, а руководителю – 30 тысяч рублей. Незаконная установка шашечек на авто будет «стоить» таксисту-нелегалу 5000 рублей.

Тому, что в сфере таксомоторной деятельности необходимо наводить порядок, сегодня мало кто будет возражать. «Серьезных, легальных таксомоторных фирм в Ульяновске сегодня можно пересчитать на пальцах одной руки. Все остальные такси работают как Бог на душу положит, – говорит Александр Фролов, председатель объединения такси Ульяновской области. – В лучшем случае за дело берутся индивидуальные предприниматели или ООО, которые объявляют о наборе водителей с личными автомобилями.

Их квалификация, состояние машин при этом часто во внимание не принимаются. Водители и диспетчеры перебегают из одной фирмы в другую, за ними не уследить».

Участники рынка по-разному оценивают нововведения. Руководители официально зарегистрированных такси склонны видеть в изменениях больше положительных моментов. Главным их преимуществом они считают введение штрафных санкций за нелегальную перевозку пассажиров, но при этом рассчитывают на активность со стороны контролирующих органов.

Руководители таксомоторных фирм заявляют о готовности выполнять требования нового закона, хотя они и потребуют некоторых материальных вложений, но только при условии, что «бомбил» на дорогах станет заметно меньше. Правда, есть у официальных перевозчиков и претензии к новому закону. «Водителю, чтобы получить разрешение на автомобиль для работы в такси, необходимо быть его собственником (в лизинг частные машины практически не приобретаются).

Однако ситуации бывают разные.

Многие машину берут в кредит, при этом право собственности до полной его выплаты принадлежит банку. Часто в семьях автомобиль оформлен на жену, а муж ездит по доверенности.

Возможно, лицензии должны выдаваться на водителя, а не на автомобиль», – считает Александр Фролов.

Не лучшего мнения от новых правил для такси мелкие таксомоторные фирмы, на которые работают частные водители. Требования по техническому осмотру автомобилей и медосмотру водителей, считают они, лягут на них непосильным бременем. Виталий Краснов, в прошлом владелец диспетчерской службы такси, считает, что контроль за соблюдением всех этих требований будет формальным, не приведет к повышению качества услуг, но совершенно точно вызовет их подорожание. «Создадутся условия, при которых та фирма такси, которая первая начнет работать по закону, первая же и закроется водители просто перебегут туда, где условия более приемлемы, или переквалифицируются в «бомбил». Поэтому нас ждет настоящая борьба перевозчиков за выживание», – говорит Краснов.

По оценкам АлександраФролова, спустя год после введения новых правил игры количество такси в Ульяновске сократится наполовину; по словам же руководителей крупных таксомоторных фирм, машин с шашечками станет меньше на две трети. «Тарифы на услуги такси неизбежно подорожают – минимум на 50 процентов», – говорит Фролов.

В то же время Андрей Тюрин, министр промышленности и транспорта Ульяновской области, уверен, что никакого роста цен не будет. Министр не расценивает нововведения как попытку монополизировать рынок такси.

«Новый закон устанавливает четкие правила таксомоторной деятельности и преследует цель легализовать сферу перевозок», – отметил он.

Услуги такси в регионе наиболее развиты в Ульяновске и Димитровграде, однако в последние годы службы такси активно открывались в районных центрах. По оценкам участников рынка, в Ульяновской области сегодня работают около ста компаний в этом секторе, из них крупных – не более 20.

Общий годовой оборот рынка оценивается в 300 миллионов рублей.

Вадим Пилюков