Лет десять назад на доме №10 по переулку Гоголя был установлен памятный знак – доска с сообщением о том, что в этом доме жил изобретатель Ефим Горин. В августе 2010 года дом Горина снес его владелец. На днях он представил в Комитет по культурному наследию заключение историко-культурной экспертизы, в котором здание предлагается исключить из реестра выявленных памятников.

В реестр выявленных объектов культурного наследия дом, в котором жил Горин, был внесен еще в 1999 году.

Последний собственник этого здания получил от комитета охранное обязательство. Но год назад, представив в комитет проект его приспособления под современное использование и не дождавшись решения, он снес этот дом. Как рассказал председатель комитета по культурному наследию Шарпудин Хаутиев, против собственника не раз пытались возбудить уголовное дело. Но сотрудники Ленинского РОВД отказывали комитету, утверждая, что по статье 243 УК состава преступления нет. Тем не менее собственник, обеспокоенный назойливым вниманием со стороны комитета, нашел эксперта в соседнем регионе. В его заключении сказано, что здание не представляет исторической ценности в связи с его утратой.

Эту тему Хаутиев вынес на обсуждение с ульяновскими краеведами, архитекторами, поскольку в случае сторонней экспертизы комитет может отклонить ее решение и провести повторную экспертизу за счет областного бюджета. Выступающие разошлись во мнениях. С одной стороны, согласие с заключением эксперта может привести к удобной схеме по уничтожению памятников истории и архитектуры. С другой стороны, если исходить из того, что, охраняя то или иное здание, стремятся сохранить саму окружающую среду, то в застроенном коттеджами переулке Гоголя этой самой среды уже не осталось. Также прозвучала здравая мысль о том, что на набережной реки Свияги есть другой дом, связанный с именем Горина, который может быть объявлен памятником истории взамен утраченного.

– Считаю, что в подобном конфликте виновато законодательство, столкнувшее интересы государства и частной собственности, – комментирует ситуацию Хаутиев. – Я думаю, если государство признало здание памятником, то оно должно оставаться в госсобственности. А наложение на частное лицо обязательств по охране здания-памятника приводит к проблемам.

Разговор с общественностью показал: имя «русского Эдисона», как называли уроженца Симбирска Ефима Горина, дорого для ульяновцев. Этот изобретатель-самоучка был владельцем одного из первых фотоателье в Симбирске, изобрел аппарат искусственного зрения для слепых, систему механического телевидения и другое.

К какому результату приведет этот разговор, будет ли наказано лицо, разрушившее дом-памятник, восстановят ли его – пока неизвестно.

Анна Школьная