Елена БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ

Одна из еще сохранившихся жемчужин Симбирска – Карамзинский сквер, появившийся в далеком 1867 году.

Во все времена года Карамзинский сквер имеет особое очарование. Весной – это сиреневое кружево цветущей сирени, летом – зеленый и тенистый шатер листвы деревьев и кустарников, зимой – убранство ветвей серебристыми кристаллами инея и ослепительно белый снег, контрастно подчеркивающий кованую ограду сквера… И всегда в насаждениях выделяются сосны, придающие скверу особую привлекательность. А над всем этим – величественная статуя музы истории Клио.

Проект металлической ограды-решетки разработал в 1867 году Н.А. Любимов, который ранее выполнил и проект планировки Карамзинского сквера. Чугунная решетка была выполнена в мастерской симбирского мещанина И.В. Голубкова и в 1868 году установлена на цоколь из “ташлинского камня”.

Сейчас в Карамзинском сквере в современных его границах (его площадь составляет 1,1 га против первоначальной 0,74 га) произрастает 300 деревьев и кустарников, и добрая половина из них приходится на «жемчужину весны» — сирень обыкновенную – любимый кустарник Н.М. Карамзина. Это настоящий сиреневый остров.

В декабре 1995 года Карамзинский сквер был объявлен памятником природы Ульяновска. Но велика вероятность того, что мы можем лишиться этой жемчужины и гордости нашего города. Ведутся разговоры о капитальном ремонте Карамзинского сквера, в ходе которого предполагается заменить ограду, зеленые насаждения.

Все это можно расценить как верх цинизма, до которого хотят дойти наши власти, захотевшие поднять руку на историко-культурный и природный памятник.

Неужели они думают, что можно вот так просто расправиться с ним? Видимо, забыли, что это особо охраняемая природная территория регионального значения. A этo означает, что она неприкосновенна. Все, что там предполагается сделать, противозаконно. Сама идея дика и абсолютно неприемлема. Страшно представить, что чугунная решетка, которую по праву можно назвать произведением искусства, поскольку ее изготавливал человек с высоким художественным вкусом, может быть заменена на безобразный новодел. Все, на что способны наши архитекторы, – это подвесные тазы и уродливые зеленые фигуры, которые иначе, как безвкусицей, не назовешь. Да их и близко нельзя подпускать к Карамзинскому скверу!

Так же бесцеремонно и безграмотно могут расправиться и со всем тем, что сейчас растет в сквере. Мы уже имеем два ярких примера так называемого капитального ремонта значимых зеленых уголков Ульяновска. Это Новый Венец и Гончаровский сквер. Их прежний вид утрачен, и то, что с ними сделают, не будет иметь ничего общего с тем, чем мы любовались на протяжении многих лет.

То же самое грозит и Карамзинскому скверу. Теперь главная задача – спасти и сохранить хотя бы его. И добиться того, чтобы наши ретивые и желающие его разрушить архитекторы оставили его в покое и не отнимали у жителей города его историю и истинную красоту. Мы уже устали от их непродуманных и кощунственных планов, направленных на уничтожение зеленой красоты города. Карамзинский сквер должен быть сохранен в том виде, в каком он находится сейчас!