Наталья ХОРОШИХ

10 июля. 11 часов. От казанской пристани отчаливает прогулочный двухпалубный теплоход «Булгария». Он идёт на всех парусах из города Болгар в Казань – навстречу своей смерти…

Катастрофа настигает «Булгарию» на великой русской реке около двух часов дня. Озаряясь вспышками молний, пароход делает сложный манёвр на самом опасном участке навигации, кренится вправо и за пару минут исчезает под гребнями бушующих волн…

А на следующий день под Томском терпит крушение самолёт Ан-24. Он не долетает до посадочной полосы – отказывает левый двигатель. Пилот сажает лайнер на воду. От сильного удара отламывается хвост, а нос самолёта упирается в песок. Говорят, только это и спасло многих людей. Однако шесть имён оказались в книге мёртвых.

В тот же день около девяти вечера по местному времени в Республике Алтай на Телецком озере затонул катер “Волга”, выполнявший коммерческий экскурсионный рейс, с тринадцатью туристами на борту. В результате происшествия погибли четыре человека, среди них – подросток. Еще девять туристов были спасены и госпитализированы.

В чём причина этих страшных трагедий? На воде ли, на воздухе ли – человеческий фактор оказывается решающим. Алчность, равнодушие и вечная надежда на русский «авось» заставляет людей заключать договор с дьяволом. Однако многие забывают, что подпись в этом документе ставится кровью…

Вчера в России вновь были приспущены флаги. Страшная катастрофа на Волге унесла жизни более, чем сотни людей. Среди пассажиров семи ульяновцев, двое из которых до сих пор (Алексей Стеценко, 1959 г.р., и его супруга Людмила Буторина, 1960 г.р.) числятся пропавшими без вести. Их списки постоянно пополняются. Надежды найти живых уже практически нет.

Как объяснить это родственникам, которые съехались в Татарстан из разных регионов? Они стоят у причала и ждут, что спасатели вернут к жизни именно их близких. Больно видеть и слышать людские рыдания, но гораздо страшнее мёртвая безысходность отчаяния на лицах, которая наступает в тот момент, когда уже заканчиваются слёзы…

Сейчас в списке спасённых в результате волжской катастрофы 79 человек. А могло быть и больше, если б погибающих пассажиров «Булгарии» взяли на свой борт суда, прошедшие мимо. Утопающие как могли привлекали к себе внимание их экипажей и пассажиров, но люди, находившиеся на борту, лишь снимали несчастных на камеры мобильных телефонов. Лишь третье судно «Арабелла» под управлением тридцатилетнего капитана Романа Лизалина остановилось перед бедой.

Теплоход «Булгария» обычно курсировал вдоль волжских берегов в выходные. В круиз на двухпалубнике отправлялись целыми семьями. Около пятидесяти детей оказались запертыми в момент трагедии в музыкальном зале – здесь должно было быть развлекательное мероприятие. Его организатор, закрыв двери, отправился выяснять, что же случилось, и так и не вернулся к малышам…

Специалисты утверждают: на теплоходе было нарушено всё, что только можно нарушить. Главной причиной называют перегруз – вместо положенных 120 человек капитан «Булгарии» принял на борт 208! И это на судно 1955 года выпуска, которое последний раз капитально ремонтировалось 30 лет назад. На круизёре не работали кондиционеры. Чтобы избавиться от духоты, открыли иллюминаторы. Когда набежавшая волна захлестнула накренившийся теплоход, вода моментально заполнила каюты на нижней палубе. А катастрофы можно было избежать! Когда судно отходило от причала, даже пассажиры стали понимать, что с ним что-то не так. Отказал левый двигатель, теплоход двигался в непогоду… Экипаж не раз обращался к капитану, чтобы тот остановил ход корабля, но этого не случилось.

А вот запись в книге отзывов, оставшаяся от прежнего круиза и внесённая избежавшим злого рока отдыхающим незадолго до катастрофы: «Это старое корыто годно лишь для перевозки скота!» Неоднократно «достоинства» «Булгарии» обсуждались и на форумах в Интернете. На одном из них теплоход окрестили «старой калошей», а в ответ на это потенциальные пассажиры следующего круиза написали: «Нам всего 35. Не хочется умирать…» И вопреки всем этим высказываниям заключение очередного регламентного осмотра судна от 15 июня 2011 года: «Техническое состояние судна по всем элементам было признано годным»!

Наверняка приблизительно такое же заключение дали и перед полётом рухнувшего Ан-24. Самолёты этой модели перестали выпускать ещё в 1979 году. В связи с последней катастрофой Президент РФ обязал вывести их из эксплуатации к 2012 году. Остаётся только надеяться, что к этому времени из крылатых символов советской эпохи в целости сохранится хотя бы несколько экземпляров для музеев.

Поражает безответственность водителя катера, унесшего жизни четырёх людей. Пока не подтвердилась информация о перегрузе судна, зато появилась новая — водитель судна был пьян. А вероятно, и он прошёл перед выездом мнимое медицинское освидетельствование.

Кто-то не списывает старый транспорт в утиль, решив не терять прибыль, кто-то допускает его выход с неисправностями, кто-то не находит в себе сил отказаться от управления им, побоявшись взять груз ответственности, а кто-то наверняка опять ограничится административным наказанием, снятием с должности и созданием рабочих комиссий по расследованию обстоятельств произошедшего… Но людей-то не вернуть!

До каких пор мы будем реагировать на события лишь в том случае, когда уже клюнет жареный петух? Может быть, кто-то именно сейчас занёс авторучку над очередным документом псевдоосмотра… А в следующую минуту каждый из нас легко окажется под действием этого смертного приговора.