Мэрия торжествует: после бурной негативной реакции на начавшиеся ремонтные работы в сквере имени Ивана Гончарова ульяновцы, наконец, единогласно голосуют за реставрацию. Как будто кто-то в здравом уме мог бы проголосовать «против», учитывая то, в каком состоянии оказался сквер после его разгрома.
Однако не все так радужно, как представляется чиновникам. Как показал организованный Общественной палатой «круглый стол», у горожан довольно много претензий к авторам проекта. Как доложил участникам встречи председатель городского комитета архитектуры и градостроительства Александр Капитонов, основные решения сквера, принятые в 1950-е годы, сохранены, но его границы расширят, и площадь увеличится. Плиточное покрытие заменят на гранитное, вместо старых скамеек поставят новые, разобьют клумбы, установят фонари в стиле XIX века.
Что касается зеленых насаждений, из 12 стоящих в сквере лип одну, высохшую, спилили, остальные оставили.
К растущим семи елям подсадят еще три, а вместо 66 старых кустов сирени планируют посадить 123 молодых. От идеи сквозного прохода через сквер авторы проекта отказались, решив оставить два входа: со стороны улиц Гончарова и Ленина.
Вот тут-то и развернулась дискуссия. Противники двух входов говорили о том, что это нарушит камерность, уютность, некоторую «музейность» сквера. Два выхода из сквера повысят тревожность родителей, приходящих в сквер с детьми. Кроме того, второй выход повлечет за собой уменьшение площади зеленых насаждений. Сторонники двух входов утверждали, что это повысит количество прохожих, которые смогут завернуть в сквер, проходя мимо по улице Ленина. Один из участников разговора даже заявил историку Сергею Петрову: «Вы, краеведы, совсем все от людей закрыть хотите!».
Неудивительно, что на «круглом столе» снова был поднят вопрос о замене кустов сирени. Доцент кафедры ботаники УлГПУ Андрей Масленников недоумевал: каким образом можно на той же площади увеличить количество кустов сирени вдвое? Повидимому, будут высажены совсем маленькие кусты, которые будут долго приживаться, в течение первых десяти лет – медленно расти и, возможно, даже гибнуть. Именно это происходит в сквере Карамзина – постепенно подсаживают молодые кусты, которые плохо приживаются и засыхают. Маленькие кусты плохи еще и тем, что не обеспечат защиты от пыли и шума. Достаточно заменить погибшие кусты и сделать омолаживающую обрезку старых, от которых уже пошла молодая поросль, считает Масленников. Ботаник считает ошибочным решение авторов проекта посадить в сквере породы растений, которые в нем никогда не росли. Он также обратил внимание на то, что московский архитектор Тимофей Шафранский, проектируя этот сквер как исторический памятник, представлял его себе как небольшую дворянскую усадьбу, которая сейчас разрушается.
Поистине нет пророков в своем отечестве – один из участников встречи, проигнорировав мнение специалиста, предложил скинуться по тысяче рублей и пригласить экспертов из соседних регионов, которые докажут, что зелень сквера нуждается в обновлении. Заместитель председателя комитета ЖКХ и экологии Данила Урдин заявил, что при осмотре сквера были обнаружены сухие и больные кусты. Хорошо уже то, что представители мэрии перестали говорить о неких мифических грызунах: речь идет о повреждении кустов в сквере Гончарова, которое чиновники две недели назад списывали на якобы проникших в центр города бобров.
Жительница Ульяновска Наталья Лазарева частным образом обратилась как к самим ульяновцам, так и к ученым. Она собрала около 300 подписей противников нового проекта сквера и мнение ряда специалистов, подтвердивших жизнеспособность сирени. Директор Краеведческого музея Юлия Володина поинтересовалась, рассматривалась ли историческая справка по скверу Гончарова перед его реконструкцией? Она подчеркнула, что в соответствии с Федеральным законом №73 этот документ всегда должен быть изучен первым перед ремонтно-реставрационными работами на объекте, являющемся памятником истории.
На стороне ульяновцев – правозащитник Игорь Корнилов, заявивший, что у людей есть право на историческую память, а потому решения об изменении облика города волевым решением, без общественных слушаний, Проект реконструкции сквера имени И.А.Гончарова.
принимать нельзя. По результатам работы «круглого стола» в комитет архитектуры и градостроительства мэрии будет направлен протокол, в котором отмечено, что большинство участников встречи проголосовали против второго входа в сквер. Также в документе будет высказано пожелание ульяновцев максимально сохранить живые насаждения и высаживать новые с учетом исторической справки.
В связи с тем, что без учета мнения горожан были приняты и проекты реставрационных работ как в сквере, так и на других исторических объектах – таких, как бульвар Новый Венец, площадь Ленина и других, – участники «круглого стола» высказались за необходимость общественных слушаний при комитете градостроительства с участием экспертного совета, а также за информирование населения о подобных встречах. Поскольку Александр Капитонов возмутился, что только обсуждение текущих ремонтных работ в сотне ульяновских дворов займет много времени, комитету предложено создать реестр мест, ремонт которых будет проводиться с учетом мнения горожан.
Анна Школьная