Уроженец Ульяновска Сергей Забегалин приехал в родной город из Москвы, чтобы изучить историю своей семьи. А его сын Андрей, живущий в Сан-Франциско, изучает прошлое целой эпохи в истории Российской Империи.

Отец

Сергей Степанович Забегалин родился в Ульяновске в 1947 году, жил здесь до 16 лет. Потом умерла его мать, и юношу усыновила родная тетя Мария Ивановна Ефремова. Сергей решил взять себе отчество отчима – Христофорович, а фамилию менять отказался. Недавно он заинтересовался происхождением фамилии и историей семьи и узнал, что редкая в России фамилия Забегалин – самая распространенная в селе Луговое Ульяновской области. Почти на трети кладбища похоронены Забегалины… Кстати, тетка Сергея всегда стеснялась, когда приходилось называть место своего рождения – Грязнуха, – и обрадовалась, когда село переименовали в Луговое. В свою очередь, все местные Забегалины пришли на ульяновскую землю из казацкого села Покровское Воронежской области. Как узнал Сергей, фамилия Забегалин произошла от прозвища «забегала» – были в казацком войске забегалы, задиры, которые «дразнили» войско противника. К слову, были и специальные воины, прикрывавшие отход, они получили фамилию Задковы.

Пока о своих предках Сергей Забегалин узнал немного. Был у него прадед Степан, участник Крымской войны, награжденный Георгиевской медалью. Был Лазарь, один из «прапра…дедушек», кроме имени, о нем пока узнать ничего не удалось. Сергей Христофорович не планирует углубляться в «женскую» линию, но помнит, что его бабушка была не из простых: мать хранила в сундуках ее шикарные платья. Дед по материнской линии после столыпинской реформы был приставлен к генералу и сопровождал его в деловых поездках. Прадед в 1931 году был директором завода, а в 1934 – расстрелян.

О своем отце Степане знает лишь, что тот работал в колхозе, потом уехал в Ленинград.

Хотел забрать с собой семью, да не вышло, остался работать в Ульяновске. Мать говорила, что был у него конфликт с властями: не сошелся во мнении, пошел на чиновника с топором… Тетка Сергея уехала в Ленинград еще в 18 лет, училась там в артиллерийском и авиационном училищах, работала в Госплане и Министерстве тяжелой промышленности. В 1930е годы она приезжала в родное село, откуда репрессированных Забегалиных отправляли в Казахстан. Свою сестру она буквально вытащила из вагона отъезжающего поезда и взяла с собой, в Ленинград.

Сын

Более 14 лет назад, в возрасте 24 лет, иммигрировал в США сын Сергея Христофоровича Андрей. Он учился в институте мясо-молочной промышленности, а его хобби стала история. Вдали от родной страны он столкнулся с ее прошлым: познакомился с потомками русских эмигрантов «первой волны», покинувших Россию в 1900-1930-х годах. Удивительно, но они, обычно не общающиеся с русскими эмигрантами последних лет, пустили в свой круг молодого человека и его супругу. В русском центре СанФранциско Андрей получил доступ к старинным вещам и документам эмигрантов. Примерив на себя одну из шинелей, обнаружил в ее кармане платок с горстью родной земли… Изучив массу документов, он стал настоящим консультантом по жизни русских в Америке с 1930-х годов и их родословным. Буквально пару недель назад Андрея в качестве консультанта «Первый канал» приглашал в Москву на съемки фильма о крепости Форт-Росс. Эту деревянную крепость, основанную в 1812 году в 80 километрах к северу от Сан-Франциско русско-американской компанией для промысла и торговли пушниной и проданную в 1841 году крупному землевладельцу Джону Саттеру, американцы хотели разрушить.

После переговоров с Россией было решено, что содержать ее будет русских олигарх Виктор Вексельберг. Заодно Андрей побывал в Санкт-Петербурге, где встретился с Николаем Шереметьевым и три дня показывал ему его город, рассказывал о его родословной. Его консультациями воспользовались несколько авторов при написании книг о русской аристократии.

В архивах Андрей обнаружил и записи со встреч бывших кадетов Симбирского кадетского корпуса. Когда Сергей Христофорович выбрался в гости к сыну, Андрей показал ему знамя Симбирского кадетского корпуса, хранящееся в построенном на средства русских эмигрантов соборе иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Несколько знамен русских кадетских корпусов висят на древках неподалеку от алтаря. Как выяснилось, эмигранты готовы отдать знамя Ульяновску.

Анна Школьная