Чердаклы – один из немногих посёлков, где сквозная трасса совпадает с центральной улицей. Но даже среди тех, кто много раз проезжал этот населённый пункт, не все знают, что в Чердаклах, зажатые домами и спрятанные во дворах, расположены семь уникальных озёр. Повидать местную водную жемчужину отправилась «Молодёжка».

Озёра-нсообщники»

Не зря Чердаклы называют озёрным краем. Уже на подъезде к посёлку со стороны Ульяновска по левую сторону дороги виднеется небольшое озерцо. Да и само происхождение названия райцентра связано с водой. Старинные документы говорят, что эти земли в заволжских степях в 1688 году даровали служилому татарину Сулейману Янганову. Обживая этот край, первопоселенцы строили здесь сараи на сваях, чтобы вода не подходила к порогу, а звали эти сооружения чердаками. Отсюда и название – Чердаклы. Правда, есть ещё одна версия: здесь всегда селились чайки, которые по-татарски звучат «акчарлак». Возможно, это слово изменилось до Чердаклов.

В наши дни над посёлком, как и прежде, кружат чайки. Казалось бы, где им, водным хищницам, здесь промышлять добычу? Но стоит лишь заглянуть в глубь любой из местных улиц – и увидишь в бахроме камышей ровную гладь небольшого пруда. Семь озёр, если смотреть на Чердаклы с высоты птичьего – вот хотя бы чайкиного – полёта, разлились по посёлку, как гигантская капля. Дело в том, что пять из семи водоёмов соединены меж собой подземным озером и мелкими ручьями, а ещё – построенным людьми водоотводным каналом. Все эти озёра – как сообщающиеся сосуды, про которые рассказывают на школьных уроках физики: если вода убывает в одном – значит, она прибывает в другом, соседнем. Из-за этого природного феномена у чердаклинских озёр есть интересная особенность – на них случаются «приливы» и «отливы».

Но так уж складывается, что там, где живёт человек, природе нередко становится тошно. Сегодня сами чердаклинцы называют свои «семь чудес» утерянной красотой. Этим озёрам нужна срочная экологическая помощь: часть из них пересыхает, заболачивается и требует очистки. Посмотреть, в каком состоянии находятся сейчас эти уникальные природные объекты, мы поехали вместе с нашим проводником, которым согласилась стать Людмила Петровна Рязанова, учитель биологии Чердаклинской средней школы №2.

Сами по себе

– Начнём с озера Поповое, расположенного прямо в центре посёлка. Там до 1958 года возвышалея красивейший храм Покрова Пресвятой Богородицы и смотрелся он своими золотыми куполами в гладь того самого озера. В его водах крестили, а по берегам хоронили священнослужителей. Потом храм снесли. Говорят, кирпичи было не разобрать, ведь скрепляли их яичным желтком. Но недавно церковь восстановили – поменьше и поскромнее, – рассказывает по пути Людмила Рязанова.

Приезжаем на место. Обычная поселковая площадь с Домом культуры и памятником Ленину. Старожилы вспоминают, как ещё до войны люди, въезжая в Чердаклы, издалека видели величественный храм, чьё изображение, к слову, есть на одной из колонн Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. А сейчас те, кто подъезжает к посёлку, видят… элеватор. Теперь здесь иная красота. Озеро потихоньку зарастает тиной, купаться в нём уже нельзя, да и некогда богатая рыба давно исчезла.

– Несколько лет назад Половое озеро очищали экскаватором, – вспоминает наша проводница.

– Теперь нужно снова заняться его восстановлением, пока оно не заболотилось. Сам водоём поможет людям – надо лишь начать работать.

Судя по рассказам, в Чердаклах озёра – «умные»: они самовосстанавливаются, иногда даже независимо от людской прихоти. Вроде, ничего с ними не делают, а они, пересохшие и, казалось бы, погибающие, вдруг снова начинают сочиться подземными ручьями, наполняться невидимыми ключами. Местные, кто постарше, вспоминают, как Поповое озеро в 1940-е годы само пересохло настолько, что в его котловане был стадион, а Потом снова само заполнилось водой!

За считанные годы озёра в этом крае полностью меняют свой облик. Подъезжая к другому пруду – Карасёву, мы рассматриваем с Людмилой Петровной фотографии 2006 года. На снимке в полноводье красивого водоёма прогуливаются цапли – тишь да гладь. Карасёво, прозванное так за обилие карасей, расположено около железнодорожного вокзала. 30 лет на его берегах разгружали с товарных поездов уголь, цемент, кирпич и удобрения. В итоге живительные родники, питающие водоем, заилились. Остановились мы возле огромной зелёной чаши, поросшей июльским разнотравьем – вот всё, что осталось от озера, где когда-то наперебой занимали места рыбаки. Кто знает, может быть, водоём достанет сил из-под земли и снова, как и другие озёра, заполнится водой.

Рай для рыбаков

Мы же поехали дальше – мимо озера Солодовое на самое большое озеро Яик (Великое), которое перешейком соединяется с озером Песчаным. Вся прибрежная полоса здесь заросла рогозом и камышом. Пробираться к воде нам пришлось по узким деревянным доскам, балансируя между зарослями, дабы не свалиться в береговую жижу, похожую на подступающее болото. Для интереса мы даже наступили в мягкую землю, которая – правду говорят – засасывает. Наконец, вышли к целому становищу рыбацких лодок – значит, клёв здесь неплохой. Раздвинув камыши, увидели само озеро Яик. Широкое, полноводное, одного цвета с небом, оно тихо плескалось под крики кружащих над ним чаек. Этих птиц здесь великое множество. И вообще Яик богат на живность.

– Лучшее место для рыбалки – здесь много карасей, – рассказывает Людмила Рязанова. -Хорошие места для охотников за утками, ондатрой, норкой. Местные ребятишки даже находили на канале плотину бобров.

Не менее богатая фауна и на Песчаном озере. Правда, ещё раньше здесь водились ценные ласка, норка, щуки и окуни, селились серые цапли. Но расположенный рядом спиртзавод со временем не лучшим образом сказался на экологии водоёма, к которому примыкает ещё и озеро Моховое, Сегодня озеро Песчаное с площадью водного зеркала в 46 га является памятником природы регионального значения и, конечно, нуждается в особой заботе. Иначе его постигнет судьба ещё одного памятника природы – озера Кочкарь, расположенного на окраине Чердаклов. Его побережье с годами заросло и заилилось. На этом водоёме встречаются особые виды осок, которые разрастаются на кочках, чем придают озерцу уникальный вид. 4 года назад егерь Чердаклинского лесничества рассказывал, что он случайно нашёл на берегу Кочкаря гнездо редкой птицы – лебедя-шипуна. В гнезде диаметром почти 2,5 метра находились 4 птенца,-что само по себе редкость, ведь у лебедя в кладке бывает только два яйца. Но сегодня, увы, эту гордую птицу на заилившемся озере уже не встретишь.

По дороге Людмила Рязанова вспоминает, как в детстве мама рассказывала ей о невиданных обитателях чердаклинских прудов.

– Местные говорили, что между Кочкарём и Поповым русалки на ветвях сидят, там же полно заводей, места тихие, укромные. А ещё нас, детей, стращали оборотнями: говорили, что есть люди, которые превращаются в кошек – почему-то в этих местах особенно злые кошки. У нас есть ещё озеро Бешеное, прозванное так якобы потому, что там водились бесы и утаскивали особой купальщиков.

Да и сейчас для водяных и леших на этих озёрах самое подходящее место. Но как бы и эти водоёмы не превратились в безжизненные котлованы…

Сложно поверить, но совсем недавно и на высохшем озере Карасёво вот так же били ключи, купалась ребятня, в то время как ещё одного озера – Карьер – и вовсе не было, оно само появилось на месте вырытого песчаного карьера. Так что предположить, что будет с этими семью озёрами в скором времени, сложно. Ясно только одно: водоёмам нужна помощь людей.

– Эти озёра – настоящие памятники природы, внимание и интерес к которым необходимы на самом высоком уровне, – утверждает Людмила Рязанова. – Мы обращались в Правительство области и региональное Министерство лесного хозяйства и природопользования с предложением по созданию экологической службы, специалисты которой контролировали бы состояние подобных природных объектов. А ещё важно, помогая водоёмам, не повредить им. Слышали такое стихотворение:

Когда вы захотите Какой-нибудь реке дать Новый, лучший путь, Вы как бы у самой реки спросите, Куда б она сама хотела повернуть.

Екатерина ПОЗДНЯКОВА