Есть в очень путаных и сложных для понимания новых правилах предоставления жилищно-коммунальных услуг и мера очень понятная и в чем-то даже революционная. Это право граждан оплачивать услуги напрямую их поставщикам, в обход монополизировавших сферу посредников в лице разного рода управляющих компаний, ТСЖ и действующих в одной связке с ними кассовых центров. Теперь задача власти добиться воплощения этого права в жизнь.

Кассовые центры, в частности РИЦ, превратились по отношению к жильцам в неких жандармов, диктующих населению, как ему следует услуги ЖКХ оплачивать. Конкретно – платить всю сумму, указанную в платежке.

Если же человек с чем-то в платежке не согласен и говорит, что вот за это платить не будет, РИЦ зачастую отказывается брать у него квартплату вообще. Это, на мой взгляд, беспредел, ведь РИЦ – всего лишь касса, его задача – просто принимать деньги в том количестве, в котором жильцы их отдают. За недоплату, если она необоснованная, отвечать потом самим жильцам, а не РИЦ. И не дело РИЦ диктовать что-либо населению, его статус не дает ему такого права. Но диктует, и вот от этого диктата призвана освободить жителей вводимая норма об оплате услуг напрямую поставщикам.

Чтобы реализовать это право, населению придется преодолеть, похоже, еще немало препон. Первая заложена в самих правилах, предписывающих, что разрешение на оплату напрямую дает общее собрание жильцов. То есть желающим предстоит добиться, во-первых, чтобы это собрание состоялось, а во-вторых, чтобы оно приняло такое решение, с чем особых проблем уже не должно быть, поскольку решение в интересах всех. В том числе и тех, кто не намерен пока переходить на новую схему оплаты, но это желание может появиться позже. У любого.

Вторая линия обороны, которую предстоит прорвать, это позиция самих поставщиков тепла, газа, электроэнергии, холодной и горячей воды. Захотят ли они помочь людям перейти на оплату их ресурсов напрямую им? Или же поставщикам удобней так, как сегодня? При том, что переход в их интересах, так как УК и ТСЖ, получив деньги от жильцов, зачастую не спешат переводить их по назначению, задерживают на своих счетах и находятся перед поставщиками в вечном долгу. Переходить же на прямую оплату захотят только те, кто готов платить и готов для этого на прорыв всех оборонительных редутов. Словом, это гарантированные деньги для поставщиков.

И с их стороны переход потребует определенных действий, направленных на облегчение реализации права граждан на оплату ЖК-услуг по-новому. Прежде всего это касается договора конкретного квартиросъемщика с конкретным поставщиком и информации о счетах, на которые оплата будет производиться. Процедура заключения договора должна быть предельно простой, не требующей от человека каких-то специальных экономических или юридическихзнаний, доступной буквально каждому. Возможно, как в магазине, где подтверждением заключения договора купли-продажи между покупателем и торгующей организацией служит кассовый чек. Первый платеж за жилищно-коммунальный ресурс и будет означать, что договор заключен. Механизм, в общем, требует обдумывания и детальной проработки, содействие в которых обязана в соответствии с поправками в Жилищный кодекс оказать власть.

Переход на оплату ресурсов их поставщикам будет, я считаю, иметь и крайне положительный побочный эффект. Управляющие компании и ТСЖ начнут получать только те платежи, которые причитаются персонально им – за ремонт и содержание жилья. И чтобы добиться оплаты населением этих услуг, УК и ТСЖ вынуждены будут действовать. Не быть этакими фигаро, которые где-то там есть и чем-то управляют, а выполнять конкретные работы, которые жильцы будут видеть и их оплачивать.

Это оздоровит всю сферу ЖКХ. Осталось немногое – воплотить новшество в жизнь.

Сергей Поленов