На площадке много почти недвижимых людей, в землю воткнуты колышки на расстоянии двух метров друг от друга, стоят лопаты, носилки. Работа совсем не кипит люди действуют очень аккуратно: лопату в землю на полштыка сняли 5 сантиметров. Посмотрели, дальше опять вгоняют лопату на полштыка. Рассматривают землю.

Пусто…

Это осторожное действо – археологические раскопки. Вдруг с землей проскочит какое-нибудь украшение Х века или наконечник стрелы VIII века?.. Особенно это важно на раскопках относительно небольших поселений, таких, как Чертов городок – древнее городище времен Волжской Булгарии. Находится он на территории Старомайнского района. В этом году археологи из УлГПУ приехали сюда.

Куйбышевское водохранилище размывает полуостров, на котором находится Чертов городок. Если промедлить – ценный исторический материал можно упустить. Находок здесь, на первый взгляд, немного – керамика, наконечники стрел, ножи, части плуга, прялок… Но мелочи этой – более тысячи лет. Добытая в буквальном смысле из-под земли, она завораживает. Павел, нашедший наконечник булгарской стрелы, увидев человека с фотоаппаратом, заволновался: – Сфотографируйте меня с ним, сфотографируйте, – у Павла воодушевленное и смешное лицо. Он радуется маленькому ржавому куску железа, как ребенок, даром что на лице – борода.

Про Павла его друзья рассказали, как он однажды нашел в чистом поле екатерининскую монету XVIII века.

По их словам, этот огромный человек прыгал по полю с радостными воплями. Конечно, может, они и преувеличивают, но в душе у него кто-нибудь точно прыгал от радости.

Раскапывают не весь городок, только малую его часть, и далеко не самую интересную. «На десерт» есть еще детинец – самое укрепленное место города, путь к которому угадывается по чередованию насыпей и оврагов.

– Конечно, хочется сразу раскопать самое интересное, потому что там, наверняка, находок будет гораздо больше, и они уникальнее, но нужно раскапывать пока что здесь, – рассказывает Марат, сотрудник Краеведческого музея. – До детинца Волга еще не скоро доберется, а здесь все уже сползает в воду, нужно спасать!

На место раскопа нас ведет Женя – третьекурсник исторического факультета УлГПУ. В этом году археологическую практику ему проходить не надо – это было еще на первом курсе, но он все равно приехал с друзьями из военно-исторического клуба «Засечный полк» (руководит им тот самый Павел, который нашел наконечник стрелы).

– Первое правило археолога: не ходи по бровке – получишь по головке! – учит нас Женя и спускается к месту раскопок, аккуратно перешагивая через земляные разделы в тридцать сантиметров, которые археологи пока не трогают. Эти «бровки» нужны для деления земли на квадраты, чтобы потом можно было отметить находки на карте. В одном месте из самой бровки торчат куски керамики – видимо, кувшин. Но копать бровку пока нельзя, придется подождать. И ходить по ней в самом деле не следует – может осыпаться.

Тот же детинец можно было бы исследовать новыми методами. Как за границей: они просто проходят сканером по поверхности памятника и видят примерную карту местности.

Может, и у нас тоже будет когда-то такое оборудование. Тогда можно будет копать не вслепую.

Юрий Анатольевич Семыкин уже давно думает о том, что можно музеефицировать территорию Чертова городка.

– Вы видели тот раскоп, который мы сделали на месте детинца? – спрашивает он нас. – Это продолжение раскопа 93-го года. Там найдены горелые бревна: городище погибло в результате пожара. Вряд ли это был пожар из случайной искры. Скорее всего, вражеское нападение. Известно, что многие булгарские городища на территории Среднего Поволжья были уничтожены в результате монголо-татарского нашествия в 1236 году, когда Батый напал на Булгарию. Если продолжать раскопки шире, то можно найти очень интересный материал, а территорию впоследствии музеефицировать! Речь идет о том, что можно сделать музейный комплекс, сюда можно будет приезжать, будет работать экспедиция, экскурсионное бюро. Тут можно поставить стационарные домики,нечто вроде кемпинга организовать, чтобы туристы могли жить. Можно сделать из этого археопарк – реконструкции древних сооружений, построенных в натуральную величину из тех же самых материалов. По идее, нужно делать это теми же инструментами, попытаться воспроизвести процесс изготовления керамики, ткачества… Эта идея давно витает в умах, не только у нас, такие объекты есть в Европе – во Франции, Дании. Можно вообще предложить туристам пожить в тех условиях: поработать мотыгой, попасти скот, полежать на соломенных тюфяках или на овечьих шкурах. Вы представляете, как отапливали в зимнее время жилища в наших краях? На месте сооружения, про которое я говорил, лежат камни. Известняк, причем не местный, а привозной. На эти камни накладывали костер, потом, когда угли потухали и превращались в золу, и камни служили как бы аккумулятором тепла, нагревались и потом остывали. Похоже на печку.

Правда, гости на раскопках есть уже сейчас: помогать восстанавливать исторический памятник приехали студенты из Болгарии, можно сказать, прикоснулись к своему прошлому. В русском лагере было около 20 болгар.

К концу археологической смены все уже привыкли к болгарскому языку и жестам. Забавно, что перед отъездом русские просили у болгар «запалку», а болгары давали им «зажигалку».

Бог Горпосемог

За несколько дней до отъезда слышишь разговоры: – А ты остаешься волонтером?

Многие ребята решили, что даже после окончания практики останутся на месте раскопок и будут помогать их заканчивать.

Обгоревшие под ярким солнцем студенты кажутся немного одичавшими. Старомайнские комары кусали их все это время так нещадно, как не кусают больше нигде. Самое большое наслаждение – просто сидеть на месте и чесаться.

Если на раскопках все было ясно и понятно: ищи, копай – находки сдай. В лесу все свои – делились тем, что было, всю ночь не спали, а днем вместе работали, там все друг другу помогали… То в городе жизнь идет совсем по-другому: суета, беготня, грубость. Хочется вернуться к комарам и паукам.

У археологов есть даже свой собственный бог Горпосемог. Если расшифровать слово, то получится бог городищ, поселений и могильников.

У Юрия Анатольевича есть егототем – деревянное и очень забавное изображение этого странного бога. Оберегает он ульяновских археологов на раскопках с 88-го года, когда друзья Семыкина преподнесли его в подарок. Так что если вы волновались за них, перестаньте – на каждый Чертов городок найдется свой Горпосемог.

В один из последних дней для студентов провели обряд посвящения в археологи, где они получили свои археологические имена, которые нельзя знать непосвященным. Одно условие первокурсники и начинающие археологи не должны знать, как проходит обряд. И удивляет здесь особенно то, что они в самом деле ничего не знают: информация почти не просачивается это в век-то информационных технологий! Известно лишь, что такое посвящение начали практиковать около 60 лет назад, и Юрия Семыкина когда-то тоже посвятили в археологи.

Обряд посвящения – это тайна, и мы тоже не будем ее выдавать.

Сергей ГУРЬЯНОВ, Анна КОРНИЕНКО