Культура в нашей стране всегда финансировалась по остаточному принципу. Сейчас эта ситуация, по сравнению с союзными временами, лишь усугубилась. Если ведущие учреждения культуры и творческие коллективы еще как-то существуют, то основная масса, как говорится, находятся за чертой бедности. Наш собеседник – депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, директор Ленинского мемориала Эдуард Шабалин – уверен: дальше мириться с бедственным материальным положением работников культуры в Ульяновской области нельзя. Иначе совсем скоро можно пройти «точку невозврата», и в культурной сфере просто некому станет работать. Чтобы исправить положение, Шабалин предлагает внимательнее подходить к распределению бюджетных средств.
– В целом сфера культуры у нас никогда особыми доходами и финансовым благополучием не блистала: ни во времена СССР, ни сегодня (просьба не путать государственную культуру со «звездами» эстрады). Раньше все же было стабильнее: профессия музыканта симфонического оркестра, например, была очень престижна. А сейчас сфера культуры -самая бедная.
Недавно в областном драматическом театре в формате Народного бюджета обсуждался раздел «Культура». Присутствовали депутаты Законодательного Собрания, чиновники областного правительства, представители общественности, в основном из учреждений культуры. Главная тема на слушаниях Народного бюджета была посвящена развитию культуры в регионе, тому, как выросли расходы на нее из областной казны за последние годы. Действительно, еще три года назад весь бюджет по разделу «Культура» составлял в Ульяновской области около 300 миллионов рублей. Теперь – 1 миллиард 100 миллионов рублей. Казалось бы, положительная тенденция роста налицо: почти в четыре раза за четыре года. Однако рост этот очевиден, когда мы проводим параллель со своим прежним бюджетом, о котором вообще стыдно говорить. Но если сравнить себя с отраслью «Культура» многих наших соседей по ПФО, то мы продолжаем отставать в разы. От Чувашии, Татарстана, Самары, Нижнего Новгорода… А если взять, например, Санкт-Петербург или Москву, то там бюджеты отдельных музеев составляют миллиарды рублей. Поэтому наш областной бюджет по линии культуры требуется еще наполнять и наполнять. И очень важно направить дополнительные средства на социальную защиту и поддержку работников культуры. Это, я считаю, требуется сейчас прежде всего.
Сегодня много говорят о том, что нужно ремонтировать и восстанавливать Дворцы для детей и юношества, Дворцы культуры, открывать новые секции, кружки, покупать для них современное оборудование и прочее. Это, безусловно, правильно. Зато, увы, мало говорится о кадровом резерве в сфере культуры, которого почти нет. Никто не хочет замечать, что выпускники факультета культуры и искусства УлГУ, училища культуры не идут работать в местную сферу государственно-муниципальной культуры, являющейся носителем культурного потенциала, традиций, передаточным звеном для следующих поколений. Они работают где угодно – в ресторанах, клубах, свадебных агентствах, в околокультурном бизнесе, уезжают в другие города. Причина проста: средняя зарплата в отрасли культуры Ульяновской области не превышает сегодня 7000 рублей. Жить на эти деньги невозможно.
В регионе стремительно растет средний возраст работников, занятых в сфере культуры. На сегодня он уже перевалил за 50 лет. На селе вообще одни пенсионеры работают! В знаковом для области Ленинском мемориале на 300 человек персонала средний возраст составляет 52,5 года. И смены не видно. Год прошел, и средний возраст работников увеличился на год. Еще года четыре – и наша культура выйдет на пенсию.
Выступая на слушаниях по Народному бюджету, я обратил внимание на то, что мы можем отремонтировать все наши дворцы и клубы, концертные залы, закупить огромное количество новой техники, мебели, навести лоск. Но когда в учреждениях культуры станет некому работать -это действительно будет трагедия. Привлечем посетителей новизной, а кадры – основные носители культуры – потеряем. Тогда какой во всем этом смысл? Все чаще в последнее время мы привлекаем за большие деньги на свои мероприятия творческие коллективы и режиссеров из соседних регионов. А почему? Потому, что своих не осталось. Уехали. Помните, как в поговорке про армию? Если ты не хочешь кормить свою армию, то будешь кормить чужую. У нас примерно то же самое, только в сфере культуры.
Отсутствует система социальной защиты работников культуры. Отдельные шаги в этом направлении делаются. Например, после того, как губернатор взял под свое крыло Ульяновский симфонический оркестр, придав ему статус «Губернаторский», зарплата у музыкантов выросла в разы. Доплаты получает и труппа областного драматического театра. Конечно, этогр недостаточно, но все же не 7000 рублей.
Нужно расширять подобную практику. Когда формируется областной бюджет на год, мы на уровне Законодательного Собрания можем предусмотреть схему доплат для работников культуры в рамках средств, выделяемых министерству культуры. Так делается в соседних областях. Так было в Москве. Базовая ставка у бюджетников по единой тарифной сетке одинакова по всей стране. Остальное в доходах работников музеев, библиотек, концертных залов -местные дотации и субсидии. В Ульяновской области можно сделать то же самое.
– Эдуард Сергеевич, сразу же возникает вопрос: откуда отщепить деньги на это в скудном об-лбюджете? Ведь надо где-то убавить, чтобы культуре прибавилось.
– Бюджетные средства необходимо делить более справедливо. Когда, например, сельскому хозяйству заранее выделяют ежегодно по 2-3 млрд рублей только на засуху, неурожай, на прочие риски, я считаю, это неправильно. Сельское хозяйство -бизнес. Не может быть здорового развития бизнеса, если он сразу и всегда ориентирован на дотации. Точно так же после открытия бирж труда многим людям по всей стране стало невыгодно работать – лучше получать пособия по безработице при том, что рабочих мест хоть отбавляй как в стране, так и в регионе. На все это уходят огромные государственные деньги. Пока у нас существуют такие лжесоциальные формы поддержки, они разлагают людей, предпринимателей.
Если ты бизнесмен (колхоз, кооператив и т.д.) в сфере сельского хозяйства и хочешь застраховаться от засухи, от неурожая, от падежа скота – иди в страховые компании и получай потом страховки по факту. Все давно в мире придумано и отлажено. Но когда у нас просто так отдают сельхозпроизводителям из государственной казны невозвратные дотации, подобным бизнесом очень приятно заниматься. У нас списываются огромные средства легко и непринужденно. Можно списывать сотни миллиардов рублей по стране, что, собственно, и делается. А потом удивляемся, почему горит полстраны и Шойгу не успевает это все тушить. Так выгоднее все сжечь и получить дотацию по рыночной цене, чем горбатиться весь сезон в поле. Вы не заметили, как выросло число лесных, сельских пожаров и поджогов домов по всей стране в последние три-четыре года? Стоит ввести очередную дотацию и соцподдержку на уровне государства на погорельцев, например, как число погорельцев сразу увеличивается в разы. То же сельское хозяйство, сколько в него ни вкладывай, из года в год почему-то убыточно. Хотя везде в мире это очень прибыльный бизнес.
– Сельское хозяйство – стратегическая вещь. Необходимо обеспечивать продовольственную безопасность страны. Своего сельчанина добьем, на импорт цены вздернут – нечего будет есть, и не до песен станет.
– В нашей стране, куда ни ткни, все – стратегические вещи: природные ресурсы, автомобилестроение, космос, оборонка, здравоохранение, сельское хозяйство и так далее – все стратегическое. Хотим объять необъятное, все подводим под стратегию. И на все направления громадные дотации из года в год. На самом деле многие из этих направлений стратегические условно.
Конечно, если мы сопоставляем сельское хозяйство и культуру, то производство сельхозпродукции -основополагающая сфера жизнедеятельности, которая кормит людей. Это понятно. Ты можешь обойтись без песен, но без хлеба ты не обойдешься, помрешь. Однако при всем при этом должно быть разумное соотношение первичных и вторичных аспектов твоей жизни, поскольку человек все-таки еще и социальное существо, а не только биологическое. Ему недостаточно лишь есть, спать и размножаться. Не надо забывать о других сторонах его жизни. И когда в Ульяновской области сельское хозяйство получает миллиарды рублей в год просто на дотации и риски, а культура – 300 млн рублей на выживание, это, извините, перекос. Нужно, повторюсь, более справедливо распределять деньги, а не финансировать сферу культуры по остаточному принципу. При такой политике, когда недостаточно уделяется внимания культуре, спорту, образованию, здравоохранению, как мы вырастим здоровое, разумно мыслящее, грамотное поколение? В том числе и для сельского хозяйства!
– Вам могут сказать: вот вы просите денег, но культура – это и концерты, и другие платные мероприятия. Большие доходы! Зарабатывайте, хотя бы частично.
– Не надо путать коммерческую культуру с классической, народной, массовой. Художники, например, не могут много заработать, хотя они -заметная часть культурной сферы. Даже знаменитые художники с мировыми именами влачили при жизни жалкое существование. Успешно жили придворные портретисты. Но их были единицы. Картины Никаса Сафронова покупаются, например, хорошо и дорого. Он гениальный пиар-менеджер. Но он не носитель культурного наследия, традиций живописного искусства. А тысячи художников в России, продолжатели народной культуры, нищенствуют. Если Никас Сафронов живет в достатке, это не значит, что весь остальной пласт художников России живет так же хорошо. Им надо помогать. Подобное происходит в танцевальном жанре, в хоровом пении и т.д. Народная культура, филармоническое искусство всегда были дотируемы. И сохранение классического, народного искусства, традиций культуры всегда было заботой государства.
– Что еще, кроме улучшения материального положения работников культуры, требуется сделать в культурной сфере Ульяновской области? На что могли бы повлиять те же законодатели?
– В принципе, многое сегодня у нас делается правильно. Можно по-разному относиться к инициативам губернатора Морозова, их часто с большой критикой воспринимают. Но все его действия направлены на встряхивание сонного состояния региона, на привлечение внимания работников культуры к самим себе. Такая работа в новом ритме, темпе, безусловно, даст положительный результат. Изменения, которые наконец-то происходят в Ульяновской области в плане ремонта, совершенствования материально-технической базы учреждений культуры – без сомнения, позитивны. Их надо продолжать и развивать.
Надо подтягивать в область различные культурные мероприятия, не важно какие: кинофестивали, культурные марафоны, форумы, семинары – что угодно. Нам пока выбирать особо не приходится, мы еще не на том уровне. Не Третьяковка, не Эрмитаж. Пусть кто-нибудь к нам приедет и согласится сотрудничать – скажем спасибо. Мы еще долго будем получать от многих фырканье в ответ на приглашение. 15 лет до 2005 года наш регион в плане культуры ассоциировался с болотом и жутким консерватизмом. Нам надо сломать этот имидж, этот стереотип. Любые культурные мероприятия, которые сегодня едут к нам в гости, любого уровня полезны для региона. Это как протоптать народную тропу к бочке с квасом, начавшей работать в голом поле: сначала один человек пришел, потом – пять, десять. А потом – становитесь в очередь, желающие.
И, конечно, нужно больше областных законов, поддерживающих культуру, – в разных направлениях. Это – государственная политика. Чем цивилизованнее общество, тем больше денег оно вкладывает в культуру. Мы себя считаем обществом цивилизованным. Значит, обязаны обеспечивать сохранность культурных ценностей, продолжать и развивать добрые традиции.
Сергей ГОНЧАРОВ, при содействии пресс-службы Законодательного Собрания.