С такой же фамилией. К чести симбирских дворян Романовых, они никогда не претендовали на родство с царями и поклонялись им, зная свое место.
Ульяновская пенсионерка, бывший преподаватель химико-биологического факультета УлГПУ Светлана Малкова узнала о своих предках от бабушки Марии Ивановны Хмельницкой. Прадед Светланы Павловны, Иван Николаевич Романов, был учителем математики Симбирской классической гимназии, учил Владимира Ульянова. Согласно архивным данным гимназии и воспоминаниям одноклассника Ленина Александра Наумова, Иван Николаевич работал помощником классных наставников, гимназисты прозвали его «сычом».

Его семья дружила с семьей инспектора народных училищ Ильи Николаевича Ульянова. Жили Романовы в имении на перекрестке улицы Лисиной (ныне Карла Либкнехта) и переулка Жарковского (улица Матросова). Просторный дом и большой сад были гордостью семьи.

У Ивана Николаевича Романова было девять детей, но сведения сохранились не обо всех. Светлана Павловна принесла в редакцию фотографию четверых сыновей Ивана Николаевича, сделанную в фотоателье симбирского фотографа Владимира Сергеевича Пирогова, находившемся в Анненковском переулке (улица Железной дивизии). Все четверо учились в Симбирской мужской гимназии. Со слов бабушки Малкова рассказала об Андрее Ивановиче, служившем распорядителем канцелярии симбирского губернатора. С 1917 года он жил в Москве, где познакомился с Николаем Ивановичем Бухариным. На одной из фотографий он снят с сестрой Марией Ивановной, женой-москвичкой и воспитанницей (на снимке).

Научный сотрудник музея Симбирской классической гимназии Светлана Борисова предоставила «СК» гораздо больше информации о сыновьях Ивана Романова. Сергей Иванович Романов окончил гимназию в 1898 году, учился на медицинском факультете Казанского государственного университета. Вернувшись после учебы в Симбирск, он принимал активное участие в политической жизни города, был членом партии эсэров. Недолго, в течение сентября и октября 1917 года, даже возглавлял город. Затем вышел из состава городской управы, как написал в заявлении, «по семейным обстоятельствам». Григорий Иванович родился в 1870 году в Сенгилее, учебу начал в Алатырской прогимназии, восемь лет учился в Симбирской гимназии с удовлетворительными успехами. В 1894 году окончил физико-математический факультет Казанского государственного университета.

Более всего известно о Николае Ивановиче, которого Светлана Павловна ошибочно считала братом-близнецом Григория. Он родился в 1860 году в Симбирске, в 1884 году закончил Симбирскую гимназию с серебряной медалью. В Казанском университете учился на историкофилологическом факультете, после которого был направлен в Буинское городское училище на должность преподавателя истории. С 1891 года он – исполняющий обязанности воспитателя пансиона Симбирской гимназии, с 1904 года по личному прошению также принят на работу преподавателем латинского языка. В том же году он получил чин коллежского советника, в 1906 году – чин статского советника. После службы в армии подал прошение освободить его от должности воспитателя, а в 1913 году получил высший оклад преподавателя и награжден орденом святого Станислава II степени. С июля 1914 года Николай Иванович исполнял обязанности инспектора Покровской мужской гимназии.

Дочь Ивана Николаевича, Мария Ивановна, пошла по стопам отца и стала учителем математики. Светлана Павловна вспоминает: ее бабушка любила красивую одежду и украшения, одевалась у купцов Юргенсов. Вот она-то и боготворила русских царей. Собирала открытки, фотографии – любые материалы о московских Романовых. Ездила в Москву, где видела своего кумира – Николая II. Замуж она вышла за нижегородского полковника Генриха Ивановича Хмельницкого, который перебрался к жене в Симбирск. Симбирские офицеры наведывались к нему в дом играть в рулетку. В семье сохранилась благодарность старосты уездного города Курмыш «высокопревосходительству Хмельницкому» за содействие в тушении пожара.

Мария Ивановна рассказывала «Светоньке» нелестное о революционерах Михаиле Гимове и Василии Орлове, о гимназисте Александре Керенском, которого знала лично. «Мать Гимова я и сама отлично помню», – уверяетМалкова. В конце 1960-х семью уговаривали съехать из дома, но Романовы-Хмельницкие не соглашались. Только пожар – как подозревали в семье, поджог – вынудил их уйти из дома. Когда загорелась одна из построек во дворе, в суматохе отец потащил к выходу стиральную машинку, мать собирала документы, а Мария Ивановна, схватив банку со вставной челюстью, все повторяла: «Подушку возьмите!». Переселившись с восемью родственниками в тесную «хрущевку», она сильно сдала и через два года умерла.

«Тогда, перебирая вещи, я поняла, зачем ей нужна была эта подушка!» – говорит Малкова. В подушке она обнаружила вторую подушку, в которой были спрятаны пакеты с документами, фотографиями, письмами.

Мать Светланы Павловны, Галина Генриховна, тоже была педагогом. Училась блестяще: сразу поступила в третий класс гимназии, где была первой пионеркой. В 15 лет стала студенткой Ульяновского пединститута. Будучи преподавателем, получила звание «Отличник народного образования СССР». Отец Павел Федорович был сыном беглого моряка с броненосца «Потемкин». Он рассказывал дочери, что его отца Федора Рысанкина приютили жители села Студенцы Саратовской области, где он скрывался под вымышленной фамилией.

Светлана Павловна долгое время была старшей по дому. В связи с возрастом (31 июля ей исполнится 67 лет) решила заняться более спокойным делом – своей родословной и историей Симбирска. Сейчас она собирает материалы об улице Театральной.

Анна Школьная