На территории гаража Ульяновского технического университета с прошлого года стоят и лежат несколько арт-объектов, изготовленных кузнецами из разных городов России во время архитектурно-кузнечного фестиваля «Архкузница-2010», состоявшегося в августе прошлого года.
Сегодня неясно, кому они принадлежат, когда будут установлены и будут ли установлены вообще. Непонятно также, куда девать будущие монументальные объекты, которые родятся на будущих фестивалях, если не получается пристроить даже те, которые уже есть.

Фестиваль «Архкузница» получил широкий резонанс: прошли сюжеты по центральным телеканалам, фестивальную площадку посетил полпред президента в ПФР… Идея была хорошая: объединить творческие усилия кузнецов и архитекторов. Из 67 проектов для воплощения в металле отобрали 12, все – «голимый авангард». Долго решали, куда их девать, потому что никакой архитектурной привязки к местности изначально не было. В итоге «уломали» Ульяновский технический университет, чтобы тот взял скульптуры себе и разместил их на территории студгородка. Из десятка объектов за год удалось установить только четыре: «Аллегорию познания», «Не-Татлин», «Человек-продукт» (эта огромная ложка неплохо встала рядом со зданием кафе, люди привыкли «в ней» фотографироваться) и «Надолго», имеющая очертания роденовского «Мыслителя». Остальные скульптуры хранятся (хотя можно сказать – валяются и ржавеют) в районе политеха: «Танцующие», «Ника Самофракийская», «Взгляд на хаос», «Куб 2.4», «Геометрия» и еще одна, чье название сейчас не вспомнить. Неизвестно, куда делась странная пальма с листьями-ножами, как пальцы Фредди Крюгера.

Руководитель симбирского кузнечного двора «Корч» Александр Романов, один из организаторов фестиваля, затруднился ответить, почему готовые арт-объекты не были установлены: то ли откуда-то не поступило команды, то ли финансирования не хватило. Проректор по административно-хозяйственной части УлГТУ Олег Сечкин пояснил, что между «Корчем» и политехом существовал проект договора о временном хранении скульптур. Те объекты, что попроще, политех установил за свой счет – «в силу разумения и возможностей». Те, что лежат в районе гаража, требуют мощных фундаментов, сказал Сечкин. Например, для скульптуры «Геометрия» понадобится десять миксеров бетона.

«По каждой скульптуре есть вопросы, – сообщил проректор. – «Корчу» нужно сказать нам, чьи это скульптуры: если какие-то из них они передают университету, то нужно подписать договор, если это собственность мастерской, то это опять же закрепляется договором. Это довольно простой документ, я не знаю, почему его до сих пор не подписали». По словам Александра Романова, договор о передаче объектов в собственность УлГТУ был подписан давно, и авторы скульптур, разумеется, хотели бы, чтобы их произведения были установлены: «Мы огорчены тем, что этого еще не произошло».

Тема бесхозных скульптур возникает в Ульяновске не впервые. Наша «культурная столица» любит разные фестивали, но не умеет планировать заранее, куда девать продукты их художественной жизнедеятельности.

Помнится, сколько ломали голову над тем, куда пристроить скульптуры из известняка, изготовленные на первом симпозиуме скульпторов. В итоге некоторые из них стали жертвами вандалов, несколько «воткнули» на газон напротив драмтеатра, под сень берез, где они благополучно «потерялись».

Никакой генплан города не предусматривал, что на-гора будет ежегодно выдаваться такое количество скульптур. Существует реальная угроза захламления города памятниками даже в том случае, если их художественная ценность не оспаривается, хотя на самом деле такие споры неизбежны. В этом году по итогам симпозиума скульпторов шесть мраморных композиций размещены на территории УлГУ на набережной Свияги (повезло: там еще много места осталось), еще пять композиций из металла – там-сям. Получается, у нас отношение к арт-объектам – как к мещанским слоникам на комоде: расставил как-нибудь – и любуйся.

Если скульптура в Ульяновске и дальше будет развиваться такими темпами, то скоро наступит время, когда городская среда просто не сможет абсорбировать все новые и новые объекты. Так что надо думать: или реже проводить скульптурные фестивали, или искать новые места для размещения их продукции. Например, двинуть искусство во дворы «хрущевок» и «девятиэтажек», украшать авангардными объектами деревни, рабочие поселки и сельские райцентры – там тоже люди, пусть приобщаются. Или же выделить за чертой Ульяновска приличную площадь и устроить там сад скульптур под открытым небом, предусмотрев охрану.

Наконец, есть еще одно,вполне радикальное, решение, которое позволит не заботиться о том, куда «приткнуть» памятник: завершать скульптурные фестивали перформансами по уничтожению сотворенного – в качестве символа бренности бытия, архитектурного совершенства (совершенно то, что не существует), а также художественного отрицания формулы «Жизнь коротка, искусство вечно».

Сергей Гогин

http://sim-k.ru/2011/08/02/sad-besxoznyx-skulptur/