Василий ГОРОДОВИКОВ
Ещё 21 января 2011 года, во время встречи с журналистами, мэр Ульяновска Александр Пинков заявил: “Задача на 2011-й – устроить в детские сады не менее 10 000 детей. Как выяснилось, посещаемость дошкольных учреждений в среднем по году не превышает 60 процентов. Это означает, что, например, из ста записанных дошколят в садики ходят не более 60. Остальные просто числятся. Держим директора, воспитателя, нянечку – всех на зарплате… Надо повышать коэффициент полезного действия детсадов. Будем увеличивать состав групп. Если мы видим, что в садик из ста человек приводят только 60, мы увеличим набор до 140 человек, тогда и придут те самые сто детей, на которых рассчитан детский сад. Не я это выдумал, это данные продолжительных научных и социологических исследований в городе. Есть четкие цифры и данные. Это позволит сократить очереди в детские сады приблизительно на пять тысяч детей”.

Своим заявлением и ссылками на никому не ведомые якобы научные данные Александр Петрович в очередной раз продемонстрировал игнорирование действующего российского законодательства и, мягко говоря, полное отсутствие здравого смысла. Впрочем, подставляться под удар правоохранительной ситемы лично господин Пинков отнюдь не намерен. Ответственность за подобные “новации” в детсадах, а точнее сказать, роли “козлов отпущения” он, со свойственной ему легкостью, отводит упомянутым им “директорам, воспитателям, нянечкам”. Ведь после сделанных мэром громких заявлений, насколько нам известно, никаких официальных распоряжений с его стороны так и не последовало. Не удалось нам ознакомиться и с приказами по Управлению образования Ульяновска, которые предписывали бы заведующим детсадами увеличивать списочный состав численности детей, посещающих ДОУ, и при этом злостно игнорировать действующие законные нормы.

В мае на встрече чиновников с журналистами “К барьеру” я задал вопрос министру образования Ульяновской области Екатерине Уба о том, насколько реально воплощение идеи мэра Александра Пинкова об уплотнении в детских садах. В ответ Уба заявила, что уплотнение групп может происходить только в соответствии с действующими законными нормами.

Казалось бы, после такого публично сделанного региональным министром заявления, можно было бы отнестись к словам мэра, как к его очередной пустопорожней идее. Тем более, что (поскольку нет никаких официальных распоряжений и приказов) заведующие детсадов избавлены от необходимости исполнять очередные “великие предначертания” нашего дорогого мэра. Однако на самом деле пустопорожней говорильней оказалось не заявление Александра Пинкова, а обещание министра.

Дело в том, что и в мэрии, и в городском Управлении образования явно существует дублирующая линия “вертикали власти”, приказы и распоряжения по которой спускаются начальством сверху вниз, причем исключительно в устной форме. При этом если письменный приказ подчиненными исполняется кое-как, то им это, чаще всего, “сходит с рук”. А вот устный должен быть исполнен неукоснительно, даже не взирая на уровень его законности.

Это подтверждает недавно проведенная Ульяновским управлением Роспотребнадзора проверка детсада № 199, который находится на ул. Кролюницкого. В ходе проверки выяснилось: несмотря на то, что согласно нормам заполняемость этого ДОУ не может превышать 135 человек, в списках здесь числится 160 детей. Таким образом, предначертание мэра, несмотря на заявления министра образования, пусть пока и не полностью, сбывается. В детсаду №199 мне объяснили, что на момент проверки Роспотребнадзором был закрыт на ремонт соседний садик №33, поэтому часть детей оттуда временно перевели к ним. Однако сама сотрудница детсада подтвердила, что превышение нормальной численности детей во всех детсадах Ульяновска – самая обычная практика.

Объяснение этому явлению весьма простое – родителям просто некуда девать детей. Поэтому “добрый” мэр Пинков устно распорядился приютить их в детсадах сверх нормы.

Между тем, скученность детей в группах в конечном счете приводит к росту заболеваемости среди них, особенно во время распространения таких эпидемий, как грипп. Это одна сторона “доброты” мэра. Есть и другая, которая толкает руководство детсадов к новым нарушениям закона.

Интересно, что будут делать заведующие, если в садик в один прекрасный день придут сразу все дети, в него записанные? Ведь даже если количество превышает норму, их всех необходимо обеспечить постельными принадлежностями, мебелью, теми же горшками. Все это стоит денег. Откуда их возьмут заведующие детсадами, и как потом отчитаются в случае ревизии? Значит, их вынуждают либо “химичить”, (что удаётся до поры-до времени), либо организовывать дополнительные поборы с родителей, что также незаконно. Стремясь “усидеть” в своем кресле, они исполняют требования вышестоящего начальства. А если в детсаду, не дай Бог, случится пожар?

“Доброту” мэра Пинкова объяснить тоже, в общем-то, несложно. Он хоть и говорит о строительстве новых детсадов, для того, чтобы сократить очередь на 10 000 детей, но не способен реально выполнить это обещание. Даже пресловутый детсад на ул. Репина городские власти никак не могут достроить уже много лет. Мэр и его команда устремились по пути наименьшего сопротивления – они намерены уплотнить детей в действующих садиках сразу на 5 000 человек. Абсолютно незаконная “доброта” Пинкова зиждется на кошельках родителей, на нервах заведующих и воспитателей детсадов и на здоровье облагодетельствованных им детей. И все это лишь для того, чтобы не решать проблему по-настоящему, а лишь иметь возможность стукнуть себя в грудь в начале следующего года и гордо заявить: Мэр сказал – мэр сделал!”.

Ульяновские правоохранительные органы взирают на игры мэра с законом с обычной невозмутимостью. По-видимому, действительно нужна сверхтрагедия в системе дошкольного образования области для того, чтобы сотрудники правоохранительных органов забегали по садикам в поисках “лишних” детей, а потом бодро доложили о выявленных нарушениях…