Много и шумно говорится о Культурной столице чуть ли не Европы. Распределены двухмиллионные куши меж вовремя осведомленными участниками невнятно озвученного конкурса «Современная культура России на территории Ульяновской области». Осталось впечатление спевшейся кучки распильщиков денежного обеспечения подобных конкурсов. Анализ премированных идей восторга не добавляет.

Вот некий Сергей Корсаков соорудит в Засвияжье (как уже сделал в нескольких городах – где же, спрашивается, новизна?) макетный городок из картонных домов. Неясно, как отнесется макет к дождям и снегу, но только за картон заплатят 150 тысяч. Одобрены и лазерные шоу, призванные «привлечь внимание молодежи к культурным ценностям области».

Несколько туманно, но тоже за два миллиона. Вот тут и вспоминается мне чуть живая культурная ценность – талантливый живописец Василий Саблин, перебивающийся с хлеба на воду с тем, что у него еще осталось от легких. Или другой инвалид – Владимир Савельев, которому «просто не на что заказать рамки для новых работ». А пейзажи интереснейшие, и полгода назад автору исполнилось 75 лет. Вот организация его выставки была бы ценнее любых картонных городов, но кто у нас интересуется рядовыми художниками?

А если говорить о культурных проектах, то ведь буквально у нас под ногами лежит сокровище на зависть Москве с Питером, могущее добавить нам гордости за свой город. В руководстве Союза художников России был замечательный мастер Анатолий Иванович Зыков, действительный член Академии художеств России. Он известный художник книги, но главный его творческий подвиг в другом. Последние двадцать пять лет жизни он полностью посвятил работе над грандиозным циклом «Сквозь штормы судьбы. Пушкин». И, по сути, успел его завершить, хотя, будь он жив, работал бы и дальше. Это более двухсот полотен, рисунков, акварелей, литографий – и в них прослежен весь жизненный путь великого поэта, но главное – жизнь его мятущейся души, борьба творца за достоинство и свободу. Цикл уже награжден тремя золотыми медалями, широко известен в художественном мире, частями неоднократно экспонировался и в России, и за рубежом. Многие музеи зарились и приценивались к отдельным работам, но скромно живущий художник не поддался, не желая нарушить цельность серии.

Так случилось, что в Ульяновске Анатолий Иванович обрел верных друзей, за восемь лет девять раз побывал здесь и полюбил сам город. Вот цитата из его письма 1999-го года: «В узле с Карамзиным, Языковым, Дмитриевым и другими – это ведь получается, что в городе должен быть Дом Пушкина, центр культурной жизни края!». И у друзей зародилась дерзкая идея: пушкиниана должна осесть в Ульяновске! Дальше грустные воспоминания о том, как семь лет я тщетно колотил в печатные колокола и дважды – в дверь Управления культуры: «У нас есть шанс заполучить уникальное собрание! Но надо гарантировать постоянную экспозицию в будущем!». Управление сразу отмахнулось от этих хлопот, ссылаясь на литографии, подаренные Зыковым в 2000 году. А после того, как наша землячка Светлана Холина решила сама купить несколько работ в подарок городу, растроганный художник принял потрясающее решение: подарить Ульяновску весь цикл! Земной поклон директору заповедника «Родина Ленина» Александру Николаевичу Зубову, пообещавшему грамотное хранение и постоянную экспозицию. Перед открытием выставки дочь Анатолия Ивановича всю ночь проплакала: так горько ей было расставаться с работами отца.

И вот 5 марта 2008 года поклонники поэта и живописи наводнили галерею на Гончарова 16, где во всех семи залах и коридоре безраздельно царил дух Пушкина! Горько вспомнить, что на открытие этой выставкидара никто из руководства города и области не пришел поблагодарить старого мастера (жить ему оставалось четыре месяца). Я сам заранее отвозил пригласительные билеты – так что ссылки на «не знали» отпадают. Может, отсюда начинается культура, а не от помпезных шоу?

Страницы книги отзывов запестрели пожеланиями сделать эту экспозицию постоянной. Конечно, это необходимо. В свое время я ратовал за участок рядом с ДомомЯзыковых, да и сейчас считаю его идеальным.

Еще на генплане 60-х годов там стоит прямоугольник краеведческого музея. Вот где бы и поселиться знаменитой пушкиниане – по соседству с литературным музеем в доме соратника! И без лазерных шоу потянется народ к Пушкину. А какая приманка для туристов: ведь только в Ульяновске будет такая экспозиция. Будет и альбом-каталог – в конце июня 2008 года, за неделю до неожиданной кончины, Анатолий Иванович закончил подробный макет этой книги. А пока что 220 работ мастера три года томятся в хранилище заповедника; их судьба зависит и от участия города в этой заботе, ведь обладание уникальной пушкинианой – немаловажный козырь его престижа (не говоря о великой культурно-воспитательной ценности), этот вопрос, безусловно, должен войти в конкретные планы нашего министерства культуры. Грех пренебречь таким сокровищем!

Лев НЕЦВЕТАЕВ, лауреат Золотой пушкинской медали творческих Союзов России.