Юрий КОРАБЛЁВ
По-видимому, федеральным и ульяновским чиновникам неведомо, что лето в Среднем Поволжье короткое, а конец его совпадает с сезоном дождей. Вероятно, именно по этой причине они организуют финансирование капитального ремонта жилых домов по 185-ФЗ таким образом, что его начало приходится именно на этот период. Ульяновцы так и прозвали его «КАП-ремонт».

Деньги, которых не ждали

1 августа 2011 года правление федерального Фонда содействию реформированию ЖКХ официально объявило о возобновлении финансовой поддержки работ по ремонту капитального жилья в Ульяновской области. Оно было приостановлено решением Фонда еще в декабре 2010 года. Замечания касались нарушениий условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Регион эти субсидии выплачивал, затем их отменил, но нужно еще вернуть уже выданные коммунальщикам бюджетные деньги. Согласно заявлениям ульяновских чиновников, область была способна вернуть их не ранее конца мая 2011 года. Кроме того, не были завершены работы по формированию кадастрового учета земельных участков, а доля многоквартирных домов, управляемых частными организациями, составляла менее 80% от общего жилого фонда. Поскольку в отведенные сроки ульяновские чиновники не смогли устранить выявленные федералами недостатки, решением Фонда от 31 марта 2011 года финансирование вновь было приостановлено. Тогда речь шла о том, что вместо ожидаемых в 2011 году из Фонда 500 млн рублей на капремонт, область сама должна будет возвратить федералам 2,5 млрд рублей.

Ульяновские чиновникиникогда не теряли надежду получить 500 млн федеральных рублей. Они даже предприняли попытку упросить руководство Фонда не инициировать возврат выделенных ранее средств. До этого в России не было фактов возвращения потраченных денег. Однако в июне на аппаратном совещании в мэрии Ульяновска было заявлено, что часть средств, поступивших в городской бюджет в течение 1-го полугодия, будет направлена на погашение долга перед федералами по 185-ФЗ.

Согласно закону, до тех пор пока область не отчитается о завершении капремонта за прошлый год, она сможет получить от федералов лишь 30% из тех средств, на которые рассчитывала. Сейчас речь идет о готовности руководства Фонда выделить только 140 млн рублей. То есть немногим более положенных бракоделам 30 процентов.

Как это было

Согласно данным прокуратуры, в 2010 году в Ульяновске работы по ремонту более чем 300 домов проводились в отсутствие проектной документации и документов, подтверждающих право на осуществление работ.

В 2010 году недееспособность подрядчиков была очевидна еще до того, как они приступили к работам. По информации ОАО «Волжская ТГК», восемь из десяти УК имели к концу лета задолженность в размере 204 млн рублей. Но все они были допущены к работам.

Бизнесмены во власти

Кому-то может показаться непонятным, почему бизнесмены, по сути, давно ставшие “хозяевами жизни”, стремятся уйти на государственную службу или в депутаты. Объяснение этому рвению “послужить народу” достаточно простое. Чиновник, хоть и получает существенно меньшее вознаграждение за свой «труд», тем не менее, как должностное лицо и представитель власти «имеет право влиять» на конкурентов по бизнесу, а ещё участвует в перераспределении бюджетных средств.

Бизнесмены и чиновники давно отработали механизм защиты для себя и своих ставленников во власти. Осуществление любой программы требует, как правило, не менее трех-пяти лет, так что чиновник или депутат либо выходят из игры, либо включаются в нее лишь на полдороге. Поэтому фактически невозможно возложить вину за провал на кого-либо в отдельности. Человек, отвечающий за работу, в момент ее неудачного завершения всегда скажет, что она неправильно велась с самого начала, а тот, кто ее начинал, что ошибка была допущена в конце.

Нечто подобное, скорее всего, произойдет и с Михаилом Сычевым. Когда появится реальная опасность того, что “жаренный петух” все-таки может его “клюнуть”, он просто уйдёт в тень. До нового важного назначения.

А пока он занят другой, не менее перспективной денежной проблемой. Под его руководством уже создано ОГУ “Фонд содействия реформированию ЖКХ и энергоэффективности Ульяновской области” для аккуммуляции денег, которые ульяновцы будут платить за будущий капремонт их домов до тех пор, пока не наберется 10% от стоимости ремонтных работ. Сегодня для реализации капремонта во всех домах, которые попадают под эту категорию, необходимо около 7 миллиардов рублей.

Дежавю 2010-2011

Что ждет простых ульяновцев, предсказать несложно. Для этого достаточно полистать прошлогодние газеты, поговорить с теми людьми, чье жилье уже ремонтировали в прошлом году. Тогда без всяких прикрас станет ясно, какое дежавю в виде очередного витка КАП-ремонта ждет горожан до конца 2011 года.

Ведь до его начала необходимо, чтобы выделенные федералами деньги “пришли” в Ульяновск. Затем будут тендеры на право заключения договоров о проведении работ. Все это может занять от одного до двух месяцев. А там и сентябрь — время дождей. Правда, 185-ФЗ предоставляет регионам возможность в случае возникновения особых ситуаций (тех же неблагоприятных погодных условий) сохранить выделенные деньги и использовать их в следующем году. Но разве ульяновские чиновники и бизнесмены от ЖКХ смогут ждать полгода, чтобы вцепиться зубами в федеральные деньги? Так что КАП-ремонта в этом году ульяновцам избежать опять не удастся.