Игорь СВЕТОВ
В течение последних пяти-шести лет стало уже традицией, когда чиновники в августе делают громкие заявления по поводу ульяновских пляжей. Они говорят о том, что в силу ряда объективных причин подготовить их к уходящему сезону не удалось. Но зато в следующем году…

Купальный сезон 2011 года уже близок к завершению. Он предварялся бодрым заявлением городских властей о том, что только на территории Ульяновска летом будут работать сразу шесть пляжей. Однако Роспотребнадзор признал пригодным для купания в этом сезоне, как и в прошлых, только Центральный пляж в Ульяновске и один в Димитровграде. Остальные – всего лишь места для массового купания населения.

О том, что обещание не будет выполнено в обозримом будущем, чиновники отлично знают. Ведь они располагают данными Роспотребнадзора, сотрудники которого ежегодно проводят мониторинг воды на открытых водоемах в местах массового отдыха населения. Поэтому уже много лет запрещено купание в Свияге. Тем не менее, ульяновские чиновники упрямо продолжают твердить о том, что они открыли в этом году свияжские пляжи в районе поселка Борьба и возле УлГУ. Да и об остальных сотрудники Роспотребнадзора говорят, как о несоответствующих санитарным нормам. А уж кому, как не им, это знать? Так что шесть работающих в Ульяновске пляжей – не более, чем миражи, которые грезятся чиновникам.

Это знание отнюдь не помешало заместителю мэра Ульяновска Сергею Панчину в начале августа прошлого года во всеуслышание заявить, что начато оформление документов для придания местам массового купания ульяновцев статуса пляжей и заказывается проектная документация для их современного оборудования. В течение последующих месяцев мэрские чиновники неоднократно заявляли, что работы идут полным ходом.

Летом этого года ульяновцы увидели на городских пляжах лишь относительные обновления: появились урны для мусора, раздевалки, летние кафе, туалеты. Из всех возможных средств спасения, за исключением Центрального пляжа, “новые” пляжи, в основном, оборудованы буйками. Еще МУ “Управление гражданской защиты населения г. Ульяновска” установило 38 запрещающих аншлагов и 7 шлагбаумов. Такой проект чиновникам легко мог начертить бомж дядя Вася, который собирает на пляжах бутылки. Так стоит ли после этого удивляться, что количество утонувших на 1 августа 2011 года только в черте Ульяновска составило 12 человек, а по области приближается к трем десяткам?

Нынешнее состояние пляжей еще раз подтверждает мысль о том, что любая кампания ульяновского чиновничьего аппарата заканчивается так же, как и все остальные: месяц-другой шумихи, месяц-другой чиновничьей суеты, месяц отчетов об ожидаемом успехе очередной затеи, затем – пшик. Ульяновские чиновники могут сказать в свое оправдание, что они сделали все, что было в их силах, что работа по обновлению пляжей еще не закончена. Ну кто с ними будет спорить? Она и не может быть закончена, поскольку начата неправильно – неверно определены сроки реализации программы. А рапортовать так хотелось! Ожидания всего лишь в очередной раз превзошли результат.

По сути, чиновники лишь смогли организовать частичное восстановление ульяновских пляжей до уровня начала прошлого века, если не более древних времен. По-видимому, решили, что для основной массы ульяновцев, не шастающих по Канарам, сойдет и так. В последние годы большое количество утонувших на ульяновских пляжах объясняется четырьмя основными причинами. Первая – аномальная жара, которая загоняет большое количество ульяновцев в воду. Вторая – практически нет пляжей, оборудованных, как следует. Третья – на диких и полудиких пляжах нет ни медиков, ни полиции, ни спасателей. Четвертая – безудержное пьянство отдыхающих во время купания.

В многочисленных пляжных кафешках пиво продавалось безо всяких ограничений. А ведь не далее, чем в августе 2010 года, губернатор утверждал, что отдал распоряжение о полном запрете продажи пива на пляжах, начиная с 2011 года.

Употребление пенного напитка в больших количествах вызывает у человека вполне естественную потребность “оправиться”. На Центральном пляже бесплатный туалет раньше был, в этом году закрыли. На остальных местах массового купания туалетов либо вовсе не было, как на свияжских пляжах, либо давно нет, как на пляже Верхней Террасы. На “выручку” пришли коммерсанты, понаставившие платные. Однако зачем платить, когда кругом кусты? А это уже сплошная антисанитария.

Организация работы ульяновской полиции на пляжах также велась в прошедшем сезоне по давно накатанной схеме. Стационарные посты в местах массового купания так и не появились. Изредка подъезжали только патрульные машины. А для отчетов полицейские время от времени устраивали рейды, составляли протоколы на одного-двух человек, купающихся в неотведенных для этого местах или распивающих спиртные напитки.

А ведь еще пару лет тому назад губернатор на одном из аппаратных совещаний заявил о том, что область будет приобретать димитровградские электрокары. Использовать их предполагалось для пляжных милицейских патрулей. Ну и где они сегодня?

Еще на пляжах ликвидировались автостоянки. Идея доставки отдыхающих до мест купания общественным транспортом провалилась изначально. А ведь было обещано.

Ближе к окончанию пляжного сезона ульяновцам наверняка предстоит выслушать еще немало заявлений, что уж в следующем году пляжи будут совершенно современными. Чиновников не смущают даже приближающиеся выборы в Госдуму. Зачем стесняться, чего бояться? Власти уверены: с нашим народом можно вытворять еще и не такое!