Новую атомную электростанцию со свинцово-висмутовым быстрым реактором (СВБР) планируют построить в Димитровграде. Переход на этот тип ядерных реакторов малой мощности происходит сейчас не только в России, но и в США, Корее, Японии, Бельгии. Приоритетом при выборе СВБР является высокий уровень безопасности, заложенный в самом-принципе работы реактора.
НИИАР «за»
Проект был обсужден на общественных слушаниях в Димитровграде. Выяснилось, что на НИИАРе новость о строительстве АЭС находит положительные отклики. Его сотрудники понимают, что после вывода из эксплуатации отживших свой срок установок они могут остаться без работы. Благодаря строительству АЭС только на станции будет создано 100-120 рабочих мест. Строительство нового реактора в Димитровграде – практически необходимость: в НИИАРе используются энергоустановки, которые за 50 лет своей службы почти исчерпали свои ресурсы. Между тем город не перестал нуждаться в электрической и тепловой энергии. «Введение новых мощностей позволит создать более стабильный энергетический узел в городе и регионе», – убежден заместитель главного инженера по энергетике НИИАРа Владимир Бондарев.
Исполняющий обязанности директора НИИАРа Владимир Гремячкин считает, что установка СВБР на территории института более чем обоснованна: «НИИАР изначально задумывался как площадка для таких объектов. Что касается безопасности, то во всем мире признано, что реакторы с жидкометаллическим теплоносителем более безопасны, чем водоводяные». Кстати, если вероятность аварии на АЭС с СВБР практически равна нулю, а влияние вероятных аварий не распространится дальше территории станции, то на популярных в мире АЭС с водоводяными реакторами перечень возможных аварий и их последствий существенно больше. Доказано: даже при самых неблагоприятных последствиях аварии на будущей АЭС ущерб населению будет минимальным.
Угроза минимальна
Общественность обеспокоена тем, что строительство АЭС может навредить природе и человеку. Начальник отдела защиты окружающей среды НИИАРа Евгений Шкоков подтверждает: любой техногенный проект представляет собой угрозу. Но, добавляет он, в данном случае ущерб природе будет сведен к минимуму: для этого масштабного объекта потребуется площадь всего в 12 гектаров. Тепловые станции, работающие на газе и выбрасывающие в атмосферу углекислый и угарный газы, окислы азота, приносят больше вреда экологии, нежели АЭС: их воздействие на природу минимально. Решение расположить объект непосредственно на НИИАРе позволит обойтись без затрат на организацию контроля окружающей среды: в институте уже выстроена сеть мониторинга окружающей среды, необходимо лишь расширить ее.
Житель Димитровграда, эколог Борис Капков убежден: настороженность населения области к будущей АЭС легко объяснить недостаточной информацией о том, что происходит в институте атомных реакторов:
– При этом я считаю, что НИИАР достаточно открыт для интересующихся: даже школьники ходят туда на экскурсии. Думаю, было бы неплохо, если бы институт не только контролировал работу реактора, а занялся всесторонним изучением влияния реактора и продуктов производства на окружающую среду. И я согласен с тем, что институт надо обновлять, а специалисты позаботятся о безопасности нового реактора.
– Опровергая слухи о повторении опыта Фукусимы, могу сказать, что АЭС в Японии строилась в 60-х годах прошлого века, АЭС в Димитровграде -проект нового века, – говорит заместитель главного инженера по эксплуатации и ремонту НИИАРа Николай Туртаев. – Создатели СВБР более серьезно подошли к вопросам его безопасной эксплуатации. Он так задуман, что основные ядерные, радиационно опасные элементы сосредоточены в отдельном специально защищенном корпусе.
Теория безопасности
В основе реактора лежат три технических решения, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность. Первое – реактор на быстрых нейтронах исключает возможность мгновенного разгона реактора, аналогичного чернобыльскому. Второе – химически инертный тяжелый жидкометаллический теплоноситель исключает повышение давления в реакторе и образование водорода даже при аварийных перегревах активной зоны. Это устраняет возможность паровых и водородных взрывов с выбросом большой радиоактивности, как это произошло на АЭС «Фукусима-1» с водоохлаждающими реакторами кипящего типа. Третье -моноблочная компоновка оборудования первого контура исключает потерю теплоносителя из реактора при трещине корпуса. Сам сплав свинец-висмус -химически инертный при контакте с водой и воздухом, а потому химические взрывы и пожары в аварийных ситуациях исключены. Пять физических барьеров препятствуют потенциально возможному распространению ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в окружающую среду. Он также сможет работать на различных видах топлива без переделки конструкции.
Реактор-рекордсмен
Проект СВБР-100 разработан государственной компанией «Росатом» и реализуется в рамках федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и перспективу до 2020 года». Это один из проектов комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при президенте РФ в рамках направления «Новая технологическая платформа: замкнутый ядерный топливный цикл и реакторы на быстрых нейтронах». Планируется, что строительство СВБР – реактора на быстрых нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем с технологией, адаптированной к проектам гражданского назначения, будет завершено в 2017 году. Итогом работы станут опытно-промышленный энергоблок мощностью 100 МВт(э) и сопутствующий продуктовый ряд, кратный 100 мегаватт.
Технология СВБР была использована в России при строительстве атомных подводных лодок. Благодаря высокой скорости и маневренности подводные лодки проекта 705 могли уходить от американскихтор-пед и были занесены в Книгу рекордов Гиннесса.
Марина ВОЛКОВА