Индивидуальные занятия с детьми-инвалидами дошкольного возраста начнут проводить педагоги детских садов. Их мамам специалисты регионального министерства образования и городского Управления образования пообещали, что работа начнется уже в первую неделю сентября.

На всех не хватит Полгода назад мамы детей с ограниченными возможностями здоровья обратились к чиновникам с просьбой помочь им с развитием детей, с подготовкой дошколят к образовательному процессу. На днях на встрече с родителями начальник отдела минобразования Наталья Козлова рассказала, что для этого потребовалось внести изменения в областной закон об образовании, в нормативные акты, а документ о порядке предоставления образовательных услуг проходит последнее согласование в Министерстве юстиции России. По замыслу минобразования, все дети будут «закреплены» за конкретными детскими садами, и в соответствии с сетевыми графиками их будут посещать педагоги. Козлова сразу предупредила, что мест и педагогов на всех детей не хватит, и в 2011-2012 учебном году в образовании детей-инвалидов будет сделан только первый шаг.

Удивительно, но ни педагоги, ни заведующие детскими садами об этом еще не знают.

Чиновники собираются сообщить им новость только 20 августа. И тогда в спешном порядке начнутся составление графиков и поиск педагогов. Ведь за последние годы специалистов из детсадов поувольняли, и вопреки наивным представлениям куратора проекта – заместителя председателя облправительства Светланы Опенышевой – далеко не в каждом саду остались не только педагоги по хореографии, рисунку, психологи, но и логопеды. Да и работают они с детьми за отдельную плату. Поэтому вряд ли стоит рассчитывать на достаточно регулярные и плодотворные занятия. Тем более что к детям-инвалидам надо еще уметь найти подход, знать, как правильно с ними заниматься, быть психологически подготовленным к этой работе.

Для того, чтобы оформить ребенка в детский сад для дистанционного обучения, необходимо получить консультации врачей – узких специалистов, заполнить медицинскую карту и пройти психолого-медико-педагогическую комиссию.

Записаться или вызвать специалиста комиссии на дом можно по телефону 44-28-33. Врач определит возможное количество часов для занятий.

Кроме того, дети смогут приходить в детский сад на прогулки и на утренники.

На базе двух городских школ создаются группы временного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья. Две группы по восемь мест в каждой организуют в детском саду № 186 (здание бывшей школы № 60 в Засвияжье). Одно «крыло» переоборудуют под группы для детей-инвалидов в заволжской школе № 69.

Учитель не пришел, но отчитался рисунками Есть новости и для детей-инвалидов школьного возраста. В этом году по федеральной программе дистанционного обучения будут приобретены компьютеры, многофункциональные устройства (принтер, сканер, ксерокс), логомиры для младших школьников и электронные микроскопы для старшеклассников. С такими наборами с 2009 года обучается 174 человека, в новом учебном году эту возможность получат еще 150 детей. На оборудование и обучение будет потрачено более 60 миллионов рублей. Правда, родители сетуют на то, что занятия короткие по времени и проходят всего два-три раза в неделю. Всего же в области – 474 ребенка школьного возраста с ограниченными возможностями, и техники на всех пока не хватает. Чтобы гарантировать своему ребенку участие в образовательной программе, лучше за пару лет до его поступления в школу написать заявление на имя директора с просьбой зачислить в первый класс на дистанционное обучение с использованием современных форм. Необходимо представить справку о том, что ребенок – инвалид и нуждается в индивидуальном обучении. Уточнить детали можно в минобразования по телефону 4448-11. Можно попытаться устроить ребенка на обучение в специальной школе VI вида № 1 «Улыбка», где детям также выдают компьютерную технику для обучения дома.

Еще более, чем в индивидуальном обучении, родители заинтересованы в социализации своих детей: и дошкольники, и дети постарше хотят общаться со сверстниками, заводить друзей.

Встреча специалистов минобразования с мамами детей-инвалидов показала: нередко руководители образовательных учреждений, мягко говоря, лукавят. Детей не допускают до занятий в учреждения дополнительного образования, причем не помогают даже жалобы в городское Управление образования. Две участницы встречи рассказали, что их дети были записаны на индивидуальные занятия на дому, однако педагог, однажды придя, в течение года больше не появлялся, при этом получал прибавку к зарплате и отчитывался перед руководством рисунками, якобы выполненными этими ребятами. Поэтому у родителей есть опасение, что эта практика распространится и на основной образовательный процесс. Решить вопросы, связанные с дополнительным образованием, можно по телефону 41-79-39.

Много вопросов было задано родителями учащихся специальной школы-интерната VI вида № 2. В частности, подъемник в бассейне устроен таким образом, что ребенка с него нужно поднять, а инструктор по плаванию – женщина пенсионного возраста, которая вряд ли сможет это сделать. Недовольны родители и продуктами питания, и медицинским обследованием. С детьми почти не занимается массажист. Чиновникам директор сообщил о завершении строительства пандуса, родителям же сказал, что пандуса в этом году не будет. Кроме того, родители поинтересовались у специалистов Управления образования, почему в школе не работает летний лагерь, и с удивлением узнали о том, что они сами отказались от этого вида детского отдыха.

Анна Школьная