Судорожные совещания, которые проводят в последнее время президент и премьер, свидетельствуют о том, что экономика России и страна в целом зашли в тупик, из которого власть не видит выхода.
Совещания тандема проходят зачастую одновременно, и аудиториям приходится разрываться, чтобы успеть и к царю, и к регенту. Так было и в один из дней недавно. Президент Дмитрий Медведев собрал у себя бизнес-сообщество людей из списка журнала «Форбс», то есть олигархов. В перерыве, когда олигархи вышли покурить, журналисты, как рассказывает «РБКdaily», пытались узнать, о чем идет на встрече речь, но тщетно. Отделывались общими фразами, типа: «И про модернизацию, и про инновации говорили.

О судьбах России, в общем».

После встречи один из ее участников сообщил, что предприниматели высказали президенту много предложений, реализация которых поможет, как считают «акулы» крупного бизнеса, во-первых, улучшить инвестиционный климат в стране. И во-вторых – тоже, поскольку никуда не годный инвестклимат – сейчас главная проблема. Среди предложений – и идеи по ставкам страховых взносов, разоряющих сегодня предприятия; и по изменениям в законодательство – в частности, в Гражданский кодекс, – предусматривающим больше гарантий свободы договоров; и по вопросу прав мажоритарных и миноритарных (мелких) акционеров; и по ценообразованию.

Что именно говорили олигархи президенту, неизвестно, и есть опасение, что говорили они ему чтонибудь, весьма далекое от жизни. Бизнес они ведь не создавали, получили куски разделенного советского наследства, с которого и стригут свои миллиарды. И что они знают про экономику?

Немного про нее знают, впрочем, и профессиональные ученые-экономисты, которых в тот же день позвал на совет премьер Владимир Путин. Но диагноз они все-таки поставили: экономика в страшном дисбалансе. Рост производства толкается на 80 процентов ростом цен и только на 20 процентов – ростом спроса. Активы всего банковского сектора России меньше, чем активы одного американского банка. И так далее.

Среди предложений были такие: вернуться к плановой экономике, которая, дескать, на фоне дискредитации экономики либеральной вновь становится одним из основных трендов в мире; напечатать много денег и раздать в виде длинных кредитов под низкие проценты предприятиям, и они на эти кредиты восстановят производство. Путин парировал замечанием, что Белоруссия давала длинные кредиты под низкие проценты, и что?

Реплика осталась без ответа, как, судя по всему, и вопрос: что делать? Факт таких совещаний (большей частью за закрытыми дверями) говорит, кстати, о том, что публичные заявления о выходе России из кризиса, о скором росте подушевого дохода в стране до европейского уровня, о сбалансированности бюджета – блеф. Ничего этого нет, и власть мечется.

Сергей Поленов