К «лежачим полицейским» – так неофициально называют искусственные дорожные неровности – в народе относятся по-разному. Автолюбители недолюбливают, в то время как многие пешеходы считают их спасением от водителей-лихачей. Очевидно одно: дорожные препятствия должны соответствовать стандартам. С этим в Ульяновске беда.

Сегодня на дорогах Ульяновска можно встретить какие угодно искусственные дорожные неровности: в виде накатов и сборных конструкций, всевозможных форм и размеров, изготовленные из асфальта и резины. Дело в том, что единые требования к «лежачим полицейским» – ГОСТ Р 52605-2006, – действующие на всей территории России, были приняты только в 2008 году. До этого их установка практически не регулировалась, строили их кто во что горазд, часто самовольно и в неприспособленных местах. Однако после введения ГОСТа прошло уже три года, а убирать самостийно положенные «полицейские» никто не торопится.

«Неправильные» «полицейские» могут не только приносить пользу, но и быть опасными. По данным Управления автодорожного надзора (УГАДН) по Ульяновской области, на территории региона ежегодно происходит несколько десятков случаев неосторожного наезда на «лежачих полицейских» автобусов и маршрутных такси, в результате чего пассажиры получают различные травмы. Какой ущерб наносится частным автомобилям, и вовсе учету не поддается. Причина таких ЧП – далеко не всегда невнимательность водителей. Многие современные автомобили имеют очень малый дорожный просвет между днищем и асфальтом.

Даже при скорости в 40 километров в час автомобиль с низким клиренсом может подпрыгнуть на «полицейском» и что-то себе повредить. Нередко такое происходит потому, что искусственная неровность установлена не по правилам, поскольку все разрешенные «полицейские» сертифицированы и проверены для машин разных типов. Иногда «лежачих полицейских» просто не видно. По правилам с обеих сторон трассы должны быть установлены соответствующие знаки «Внимание, неровности». Плюс он должен быть оборудован разметкой, чтобы быть заметным на дороге. И еще немаловажная деталь: он должен быть установлен таким образом, чтобы был сток дождевой воды и в местах неровностей не образовывались лужи, способные привести к аквапланингу при резком торможении и в конечном результате к авариям. «Лежачие полицейские» могут быть двух видов: сборными, а также асфальтобетонными, то есть просто возвышениями на дороге из того же материала, что и сама трасса. Но в любом случае их высота не должна превышать семи сантиметров. В ГОСТе четко прописано, что «лежачих полицейских» не должно быть более пяти на одном участке трассы. Запрещена их установка на федеральных и скоростных трассах, около остановок общественного транспорта, на мостах, эстакадах, в тоннелях и проездах под мостами, на подъездах к больницам, пожарным станциям, «Скорой помощи» и другим экстренным службам. Любая искусственная неровность должна устанавливаться по согласованию с ГИБДД и муниципальными властями.

С принятием ГОСТа в 2008 году руководством Ульяновска было установлено около 50 искусственных неровностей в резиновом исполнении. Несмотря на то, что «лежачие полицейские» имеют гарантийный период эксплуатации в течение четырех лет, большинство из них пришли в негодность уже спустя год-два.

Сегодня в городе едва ли отыщется хоть одна искусственная неровность, соответствующая всем нормам – те, что установлены по правилам, разрушены, более-менее целые «полицейские» лежат там, где им лежать не положено. Разрушенные неровности лишь снижают безопасность. Заметив пропажу препятствий, ограничивавших скорость, водители, как правило, проносятся мимо пешеходных переходов на большой скорости.

Кстати Юристы отмечают рост числа судебных разбирательств, инициированных владельцами автомобилей, получивших повреждения из-за искусственной неровности. Что делать, если, наехав на «полицейского», ваш автомобиль лишился глушителя? Вопервых, необходимо вызвать ГИБДД, как при обычной аварии.

Инспекторы обязаны оформить протокол о дорожном происшествии. В процессе расследования будет установлена его причина.

Если ДТП произошло по вине несертифицированного или незаконно установленного «полицейского», то с выданной в ГАИ копией постановления пострадавший может обращаться в суд.

Впрочем, добиться компенсации ущерба можно и в случае, если такой барьер установлен законно. К примеру, если у «лежачего полицейского» выпали части, а на дороге остались торчать штыри крепежа, о которые вы повредили колесо. В ГОСТе четко прописано, что эксплуатация искусственной неровности в таком случае не допускается. При обнаружении какого-либо дефекта искусственных неровностей срок его устранения не должен превышать трех суток.

Вадим Пилюков