Пешеходов, как писали классики, надо любить, ведь они составляют большую часть человечества. В жизни часто всё иначе: ни пешеходы, ни водители в последнее время особой любви к друг другу не испытывают. Что сегодня происходит на наших дорогах, как изменились водители и пешеходы за последние годы и легко ли в наше время получить права? Обо всём этом мы поговорили с Сергеем Корсунским, директором одной из автошкол Ульяновска.
За рулём Сергей Корсунский 29 лет — ему ли не знать, как менялись отношения на дороге за все эти годы. Не нужно даже самому быть водителем, а лишь пассажиром маршрутки, чтобы заметить – люди по обе стороны тротуаров стали агрессивнее. Хамство, элементарное несоблюдение правил, нервозность – всё это стало обычным явлением на наших дорогах, можно сказать, частью нашего менталитета. Проблема, как считает опытный водитель, отнюдь не в качестве наших дорог (хотя и оно изрядно портит настроение автовладельцам).
– Всё дело в культуре поведения и в воспитании человека не только, когда он за рулём, но и в повседневной жизни, начиная с личного общения, – считает Сергей Александрович. – Между пешеходами и водителями отношения сейчас тоже довольно напряженные. А всё почему? Из-за незнания простейших правил. Сегодня правила дорожного движения, как мне известно, изучают только в детском садике. Почему бы на первых порах не ввести 10-минутные передачи, хотя бы на местном телевидении, о том, как и где можно переходить проезжую часть, о последствиях невнимательности на дорогах. Люди ведь не думают о том, что из-за собственного незнания могут остаться калеками.
К прочим «раздражающим» некоторых водителей факторам прибавился ещё один — женщина за рулём. Все замечают, как много стало девушек-водителей на дорогах, а в классах некоторых автошкол, где раньше женщина была в диковинку, сегодня девушек едва ли не половина. Одни говорят, что женщина – самый аккуратный водитель (ну кто ещё будет спокойно дожидаться зеленого света, чтобы тронуться, в то время, когда мужчины газуют уже на желтом). А вот другие убеждены, что место прекрасного пола – на кухне. Эту мысль мужчины обычно выражают в едких замечаниях, вроде: «Чё встала?» или «Кто так паркуется?». Не станем никого выгораживать, лишь отметим, что эти же вопросы частенько хочется адресовать и некоторым мужчинам-водителям. Так что не будем делить хороших и плохих водителей по половому признаку. А вот то, что девушки более ответственно подходят и к обучению, и к вождению – это факт.
– О том, что девушки не столь хороши за рулем и непосредственно на самой дороге, как правило, говорят те мужчины, которые не хотели бы, чтобы прекрасная половина человечества находилась с мужчинами на полноправном положении. Впрочем, у некоторых девушек есть хулиганская привычка – разговаривать по телефону во время езды, – поясняет Сергей Корсунский. – Это не запрещено, но только при применении специальных технических устройств.
У многих бывают жалобы на пенсионеров за рулём — якобы они часто перегораживают дорогу, где запрещён обгон, своим «Запорожцем», из-за чего сзади едущим водителям приходится плестись за ними со скоростью велосипеда.
– Водители-пенсионеры ежегодно проходят медицинское освидетельствование, – успокаивает Сергей Корсунский. – Их вождение, напротив, аккуратное, бережное. Куда более опасны молодые люди, не имеющие прав вообще, но смело садящиеся за руль.
Юношей, коим в наследство достались старенькие авто, действительно, сейчас немало на дорогах. Так вот у них с правилами дорожного движения дела нередко обстоят куда хуже водителей с большим стажем.
А всё потому, что обучение в автошколе не все считают делом обязательным, а ведь от этого зависит здоровье и жизнь самого водителя. Причем, чем раньше человек начнет обучаться вождению, тем быстрее он усвоит нужную информацию. Мужчинам лучше получать права до 40 лет, женщинам – до 30-ти, после этого обучаемость идёт менее эффективно.
– На моей практике дольше всех пытался получить удостоверение именно мужчина – в течение 10 месяцев,- вспоминает с улыбкой Сергей Александрович. – Всё зависит от настроя человека: если хочешь научиться, то обучение надолго не затягивается. Вождение меня тем и интригует, завораживает, что из боязливого, напуганного человека мы выпускаем уверенных водителей.
Меляуша ШАМСУТДИНОВА

СОВЕТЫ ИНСТРУКТОРА
■ В небольших школах, в отличие от организаций, имеющих несколько школ, применяется более индивидуальный подход, там знают каждого ученика, видят его характер, темперамент, его подготовку, там проще заниматься.
■ Ученик может сам выбрать, на каком автомобиле автошколы он будет обучаться.
■ До получения водительского удостоверения за всё несёт ответственность инструктор: во время подготовки, во время сдачи практического экзамена первого этапа – на площадке, во время сдачи второго этапа – вождение по городу. Если ученик получил травму при вождении, ответственность лежит на учебном учреждении.