Ульяновская область может стать первым регионом России, создавшим центр безопасности дорожного движения.
За прошлые выходные на ульяновских дорогах погибло сразу 13 человек. Ульяновские власти заявили о необходимости принятия срочных и жестких мер для снижения числа ДТП. Но к решению проблемы необходимо подходить не только разово и экстренно, но и комплексно. В частности, значительно уменьшить число ДТП в регионе может обучение ульяновских автомобилистов поведению в экстремальных дорожных условиях. Благо, что работа по созданию специального центра по дополнительной подготовке водителей у нас уже начата.
Главной темой этой недели стали крупные ДТП, произошедшие на территории региона. Напомним, в субботу в аварии на северном выезде из Ульяновска в столкновении двух автомобилей погибло два человека. Братья-близнецы разбились насмерть, водитель другого авто оказался в реанимации. В воскресенье регион потрясла еще более страшная авария. В Старомайнском районе лоб в лоб столкнулись две легковушки. На месте и по дороге в больницу погибли все восемь человек, находившихся в машинах, в том числе и четырехлетний ребенок. Было и еще несколько ДТП с погибшими и пострадавшими.
Пройти мимо этих трагедий власти не смогли. В понедельник губернатор выступил с экстренным обращением к населению области – попросил ульяновцев быть осторожней на дорогах. Подчиненным губернатор поручил выработать срочные меры по снижению количества аварий.
Реакция вроде бы правильная. Но настораживает то, что главной причиной большой аварийности на ульяновских дорогах была названа установившаяся еще в июле жаркая погода. Неужто, когда жара спадет, о повышении автобезопасности ответственные органы забудут?
Если это произойдет, опасаются эксперты, борьба с большим количеством ДТП окажется пустыми словами. Ведь в работе по снижению аварийности, как и на дорогах, разгоняться с принимаемыми мерами,а затем резко тормозить не стоит. Рост ДТП в регионе отмечается не только в жарких июле и августе, а в течение всего года. И нужен целый комплекс решений, в том числе и долгосрочных, чтобы количество аварий уменьшилось не только в конце этого лета, но и в ближайшие годы.
При таком подходе начинать следует с подготовки водителей, уверен автогонщик, руководитель Ульяновской федерации автоспорта Виталий Дудин. Известный спортсмен отмечает, что вести машину по ульяновским дорогам зачастую бывает так же сложно, как и ездить по треку. Уж очень опасно ведут себя некоторые водители.
«Я много езжу по всей стране и могу сказать, что в Ульяновске культура вождения находится на очень низком уровне», – объясняет он. Проблему эту нужно решать, считает автогонщик. Тем более что первые шаги в этом направлении в регионе сделаны. «Над этим надо работать. Культуру и навыки вождения можно было бы повышать в специализированном центре – центре безопасности экстремального вождения, который по инициативе нашей федерации планируется создать на территории спортивного парка «Симбирский», – рассказывает Виталий Дудин.
В нынешней подготовке водителей, по словам эксперта, есть немало пробелов. Курсанты автошкол всего лишь зубрят ПДД и учатся трогаться с места, поворачивать и тормозить – не более. Большинству остальных навыков вождения, в том числе и правильному поведению в аварийных условиях, при нарушении одним из участников движения ПДД, при сложной погоде и так далее, автомобилистам приходится учиться прямо на дорогах, рискуя собственной и чужими жизнями.
Между тем в Европе, в частности в Германии, существует практика обучения водителей поведению в сложных дорожных условиях. В специализированных центрах водители могут отработать быструю реакцию, которая помогает им избегать аварий. Для нескольких категорий водителей регулярное прохождение такой подготовки является обязательным. Это относится к работникам правоохранительных органов и водителям общественного транспорта, несущим ответственность за жизни большого числа пассажиров.
В России, увы, подобной практики не существует. Специальную подготовку организованно проходят лишь водители ФСО – службы, обеспечивающей безопасность первых лиц государства. Простым пассажирам и водителям, как общественного, так и частного транспорта, пока приходится рассчитывать на дорогах только на осторожность других автомобилистов.
Ульяновск в этой ситуации может взять инициативу на себя. В рамках создания центра безопасности дорожного движения в спортпарке «Симбирский» уже введен в эксплуатацию детский автогород. Важность этого проекта по обучению безопасному поведению на дорогах детей подтверждена федеральными властями – он реализуется при финансовой поддержке Министерства образования страны.
Следующим этапом создания центра должно стать появление условий для подготовки и переподготовки взрослых водителей. Планируется использование тех же тренажеров, что применяются в Европе, разработка учебных программ совместно со специалистами УлГУ и профессиональными автогонщиками, сотрудничество в организации работы центра с немецкими специалистами.
По предварительным расчетам, при наличии заказа от государственных и муниципальных властей на подготовку различных категорий водителей, обучение хотя бы полутора тысяч человек в год в центре позволит снизить аварийность в регионе минимум на 10 процентов. Цифры впечатляют, тем более что за ними стоят десятки человеческих жизней. Но пойдут ли власти на поддержку проекта, чтобы спасти эти жизни, или ограничатся только разовыми мерами, пока не ясно.
Александра ПАВЛОВА