Противостояние конкурирующих участников регионального рынка нефтепродуктов постепенно переходит в открытую форму. Владельцы независимых АЗС, видимо, привыкшие к сверхприбылям, потянулись с жалобами в прокуратуру и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с единственной целью – обязать вертикально-интегрированные компании, присутствующие в регионе, повысить цены на бензин.

Меня, как и абсолютное большинство других автомобилистов, по большому счету не интересует форма собственности АЗС, на которой я заправляюсь, и механизмы ценообразования. Главное, чтобы бензин был качественный и недорогой. Тем не менее, готовя этот материал, мне пришлось организовать небольшое журналистское расследование.

Хоть в среде водителей и принято постоянно сетовать на дорогой бензин, будем объективны: Ульяновск на протяжении последних лет стабильно сохраняет статус города доступного топлива. По состоянию на 1 августа 2011 года Ульяновск по стоимости бензина находился на 16-м месте среди регионов России и на четвертом – в Приволжском федеральном округе, начиная с самой низкой цены. В Поволжье цены ниже только на АЗС нефтедобывающих Башкирии и Оренбургской области. Однако одновременно стоимость топлива выше в таких же «нефтеносных» Самаре и Казани. В чем же секрет ценообразования?

Пытаясь выяснить это в нескольких независимых компаниях – владельцах АЗС, каждый раз натыкался на стену. Руководители трех таких контор через своих секретарей выразили категорический отказ что-либо комментировать. С одним из ООО, работающим под брендом известной нефтяной компании, и вовсе случилась престранная история. Не найдя никаких контактов ни в справочниках, ни в интернете, я решил заправить свой автомобиль на загадочной АЗС, а заодно раздобыть информацию о продавце. Никаких сведений ни на чеке, ни на стенде «Уголок потребителя», помимо самого названия фирмы, обнаружить не удалось. Мой вопрос о том, как связаться с руководством, серьезно насторожил кассира. После некоторого замешательства девушка позвала менеджера, но тот лишь отвечал вопросом на вопрос, отказался назвать телефон и, взяв мою визитку, спешно удалился со словами: «Если что, с Вами свяжутся». На мой взгляд, такая закрытость «королей бензоколонок» объясняется тем, что им нечего сказать, либо напротив – есть что скрывать.

Розничный рынок нефтепродуктов Ульяновска можно четко разделить на две составные части: помимо так называемых независимых автозаправочных станций местных частных владельцев, есть автозаправочные станции вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) – «Роснефть» и «Татнефть». При этом бензин и дизтопливо в Ульяновскую область в основном поставляются с трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ): Самарского, Альметьевского и Уфимского. И те, и другие закупают на НПЗ оптовые партии топлива, но, по мнению экспертов, независимые автозаправочные станции руководствуются своей системой ценообразования: к оптовой цене приобретенного у ВИНКа топлива делается наценка порядка 30 процентов и продается.

Раньше все работало безотказно: миллионы сверхприбылей шли в карманы местным топливным олигархам владельцам так называемых независимых сетей. Однако в феврале было дано известное указание правительства РФ остановить галопирующий рост цен, минимизировав наценку, а также обеспечить сельчан топливом по льготным ценам. В итоге нефтяные компании административно снизили розничные цены на рубль, а опт остался на прежнем уровне. С того времени Ульяновск зарабатывал славу города доступного бензина: «Роснефть» стойко держала цены, «Татнефть» периодически предпринимала попытки цены повысить. Это событие стало началом возможного краха местных частников, ведь наценка в два-три процента серьезно снизила рентабельность бизнеса. В попытках вернуть все, как было, независимые заправщики направили в адрес прокуратуры и ФАС поток писем с требованием наказать местных руководителей ВИНК. Предпринимались попытки дискредитировать деятельность нефтяных компаний, «пытающихся задушить малый и средний бизнес в регионе». Все это – с единственной целью: добиться повышения цен на ульяновских АЗС. К сожалению, издержки нынешнего законодательства позволяют это сделать, по крайней мере начать травлю любых позитивных начинаний. Даже таких, как доступные цены на бензин.

Коль скоро речь идет о сверхдоходах, о конечном потребителе – простых автовладельцах, сельхозтоваропроизводителях – местные частные топливные олигархи, по-видимому, и не вспоминают. При этом у них существует реальная возможность перестроить свою работу, сделав ее более эффективной. Во всем мире розничный бизнес автозаправок имеет рентабельность максимум пять-семь процентов. Дополнительный доход там приносят магазины и сервисы дополнительных услуг, которые находятся при автозаправочных станциях.

Владельцы же наших так называемых частных независимых АЗС, не желая развиваться, создают впечатление временщиков, предпочитая по старинке интриговать и заставлять повышать цены не мытьем, так катаньем.

У частных независимых АЗС есть, правда, еще один способ повысить доходность своего бизнеса: реализовывать контрафактное топливо, или, в просторечии, «паленый» бензин, произведенный на подпольных заводах. Совсем недавно была распространена информация о закрытии подпольного производства горючего, которое располагалось в одном из складских помещений на улице Хваткова. Некое ООО имело лицензию на транспортировку и хранение нефтепродуктов. Однако, вопреки закону, фирма не только закупала в Самарской области нефть и ввозила ее в Ульяновск, но еще и организовала подпольное производство горючего, которое потом, скорее всего, и расходилось по независимым АЗС. Клиентам на таких заправках предъявляется паспорт на качественное топливо одного из крупных легальных заводов зарекомендовавшей себя нефтяной компании (ВИНК). При этом автовладельцам невдомек, что действительно качественный бензин на такой АЗС мог быть лишь в одном из десяти реализованных бензовозов. При использовании контрафактного топлива рентабельность АЗС местных топливных олигархов может взлететь в разы, а несчастные автолюбители, кроме затрат на бензин, вынуждены будут тратиться еще и на ремонт двигателя своего автомобиля. А это им надо?

Александр ОРЛОВ