Летом множество городских квартир остается пустовать. Хозяева стремятся провести время подальше от мегаполисов, одни уезжают за границу, другие – на российские курорты, третьи предпочитают на все лето переселяться на дачу. Однако пока постоянное жилище пустует – это означает, что и плата за некоторые коммунальные услуги должна быть меньше. Корреспондент «СК» попытался добиться перерасчета коммунальных платежей за время двухнедельного отсутствия.
Согласно законодательству, перерасчет, или изменение размера платы за коммунальные услуги, происходит в трех случаях: по причине временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Расскажем обо всем по порядку.
Не жил – не плати
При длительном отсутствии жильцов в квартире, в которой они зарегистрированы по месту жительства, они вправе не оплачивать часть предоставляемых им коммунальных услуг. Это право регулируется Постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». В нем же определен порядок перерасчета платы за ЖКУ. Чтобы вернуть деньги за услуги, которыми вы временно не пользовались, необходимо обратиться в УК или ТСЖ за перерасчетом коммунальных платежей. Нужно знать, что для этого придется подтвердить свое временное отсутствие в квартире в течение не менее пяти полных календарных дней подряд. Так что, к примеру, выезд на выходные в деревню не является основанием для перерасчета. Перерасчету подлежат только такие услуги, как водоснабжение (горячее и холодное), водоотведение, газоснабжение, электроснабжение. За отопление, содержание и ремонт жилого помещения придется платить полностью. Также перерасчет не полагается, если в жилом помещении есть индивидуальные приборы учета воды, газа и света -платить придется по факту.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству полных дней временного отсутствия потребителя. При этом день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место в расчет не включаются. Перерасчет вам сделают только в том случае, если вы обратитесь по этому поводу с заявлением в течение месяца.
Факт временного отсутствия необходимо доказать документально. Подтверждающими документами могут быть: копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы; справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении; проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии; счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии; справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания; справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал; иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя. При этом стоит учесть, что согласно Постановлению правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, которое должно вступить в силу нынешней осенью, список этот расширяется, то есть подтвердить отсутствие жильца будет сложнее. Сделано это для предотвращения мошенничества. Например, если кто-то часто ездит на заработки в одно и то же место, он запросто может показать билет «туда», приложив к нему билет «обратно» от более поздней командировки. Поэтому, к примеру, в дополнение к билетам УК может потребовать предъявить копию командировочного удостоверения.
Особая категория жильцов – дачники, уезжающие на длительное время на свои участки. Переехав на дачу, сразу поставьте об этом в известность председателя вашего садового товарищества. Если вы придете за справкой перед отъездом с дачи, вам могут отказать. В «дачной» справке о временной регистрации, которая предоставляется в УК, должны быть обязательно указаны паспортные данные гражданина и адрес, по которому он проживал летом. В ней же вы можете потребовать указать всех находящихся с вами несовершеннолетних членов семьи в возрасте до 14 лет. Если ребенок старше, на него составляется отдельная справка. Документ должен быть удостоверен подписями председателя и бухгалтера товарищества, реквизитами и круглой печатью садоводства. Если вы предпочли для отдыха «домик в деревне», справку должны выдать в сельсовете. Если же вы оказались в отпуске в чужом городе и не живете при этом в гостинице, доме отдыха или санатории, вам придется посетить местный паспортный стол и поставить соответствующий штамп в паспорте. Право на перерасчет вы получаете и в том случае, если ваш ребенок провел лето в оздоровительном лагере или летнем детском саду.
Нет услуги – нет оплаты
Все мы уже привыкли к ежегодному отключению горячей воды в летний период. О предстоящем отключении горячей воды коммунальщики обязаны предупредить не менее чем за десять рабочих дней до начала перерыва. Рекомендуемый Госстроем России срок отключения горячей воды составляет 14 дней, но в каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления. Естественно, что все время, когда не будет горячей воды, также должно быть учтено при начислении платы за коммунальные услуги – за это время тоже должен быть произведен перерасчет. Однако сделать перерасчет в этом случае обязаны сами коммунальщики без всяких заявлений. Зато при отключении горячей или холодной воды не по причине профилактических работ также можно требовать перерасчета. В правилах предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 г. №307) есть Приложение №1, в котором четко указано, при каких условиях плата за коммунальные услуги подлежит уменьшению. Что касается горячей воды, то она должна присутствовать в наших трубах бесперебойно, круглосуточно, в течение всего года. Допускается перерыв подачи горячей воды на восемь часов (суммарно) в течение одного месяца, на четыре часа единовременно и на 24 часа при аварии. Плюс к этому не считается нарушением прав потребителей плановое отключение горячей воды на 21 день. Примечательно, что согласно новым правилам при проверке перед определением температуры горячей воды в точке водозабора производится слив воды в течение не более трех минут. Если вода из горячего крана и после этого течет чуть теплая, смело требуйте перерасчет. Для этого надо обратиться в обслуживающую организацию с соответствующим заявлением. Как правило, проводится проверка и составляется акт, который подписывается потребителем и представителем управляющей организации. Документ должен быть составлен в двух экземплярах – по одному для каждой из сторон. Акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, и, самое главное, с помощью этой бумаги вы сможете взыскать с исполнителя неустойку за нарушение своих обязательств. Утвержденной формы акта не существует, но в нем обязательно должны быть отражены параметры качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Все данные должны быть скреплены подписями потребителя и исполнителя.
Дмитрий МИНАЕВ