Сергей РАШПИЛЬ
Своеобразный перекрестный допрос устроили на днях ульяновские журналисты председателю Счетной палаты Ульяновской области Игорю Егорову, благодаря которому отчет о деятельности работы возглавляемого им органа за полугодие превратился в некую виртуальную экскурсию по многочисленным проверяемым объектам бюджетной сферы!

Мы узнали много нового. Узнали, например, о том, что Счетная палата, оказывается, вообще никому не подчиняется, даже господину Степашину, а всего лишь подотчетна нашему местному Заксобранию. Узнали о том, что в нашем законодательстве до сих пор (!) нет санкции (ни административной, ни уголовной), карающей за неэффективное использование бюджетных средств. Даже узнали о том, что еще ни разу (!) ни у одного министра не прошел с первого раза проект на использование бюджетных средств в рамках целевых программ.

Весьма интересно, что СП проверяет только те организации и мероприятия, в которых доля областного бюджета составляет 70%. Всего в СП работает 13 аудиторов и 2 юриста, которые, правда, тоже периодически превращаются в аудиторов. Руководитель СП самостоятельно определяет график работы, проверяемые объекты, а подотчетна СП только нашему ЗСО, но только лишь подотчетна, а не подчиняется. В общем, работать в СП все-таки хорошо. Кстати, когда я слушал господина Егорова, меня посетила весьма забавная мысль: а ведь теоретически, учитывая, что СП, в отличие от других федеральных органов Москве не подчиняется, а господин Егоров юридически является абсолютно независимой фигурой, по сути, его орган является идеальным «киллером» для устранения неугодных людей в бюджетной сфере! А что? Что мешает, например, некоему влиятельному человеку, которому “насолил” какой-нибудь министр областного правительства, упорно не желающий пойти навстречу некоему «серому кардиналу», попросить того же Егорова, капитально проверить «неинтересное» ему министерство?! Почему бы и нет?! График проверок определяется в СП, как сказал Игорь Игоревич, самостоятельно, СП никому не подчиняется. Может такое быть? Да легко! Как и все отчеты о деятельности любого ведомства, этот отчет также кишел разными цифрами, показывающими, как лихо и в неравной борьбе сражаются с нарушениями бюджетного законодательства его сотрудники. Вот лишь несколько: только за шесть месяцев этого года было проведено 11 контрольных мероприятий, в ходе которых проверено 5,6 млрд рублей, выявлено 66 финансовых нарушений при расходовании бюджетных средств. Соответственно возмещено в бюджет, выполнено работами и устранено нарушений по результатам проверок на сумму 87,7 млн рублей, в том числе 3,5 млн рублей — денежными средствами. Такая вот арифметика…

Кстати, обратили внимание на немаленькую цифру в 5,6 млрд рублей?! Так вот, имейте в виду, что проверялся в основном такой орган, как ТФОМС (территориальный фонд обязательного медицинского страхования). Согласитесь, немаленькие деньги крутятся во всех этих фондах… Также Игорь Егоров отметил, что большая часть всех нарушений приходится на муниципальные органы, якобы потому, что у них нет своих инженеров-сметчиков, высокообразованных контролеров и так далее…

Не знаю, как насчет отсутствия неких загадочных сметчиков, а оба возбужденных по материалам проверок Счетной палаты уголовных дела приходятся как раз на Чердаклинский и Барышский район…В Чердаклинском районе это скандально известное дело по незаконной продаже земельных участков, а в Барышском районе нашей области — нарушения аж на сумму в 4,5 миллиона целковых, допущенные при строительстве тамошнего водопровода в далеком уже 2007 году. Так что от Счетной палаты и господина Егорова лично никому не убежать!

Ну а если серьезно, то поражает, что при таком большом количестве различных контролирующих и надзирающих органов (от Росфиннадзора до прокуратуры с Федеральным казначейством) масштабы нарушений по-прежнему поражают из года в год, увы…