Владимир Коршунов
Приборы учёта, энергосберегающие лампочки, датчики движения… Сколько знаю Григория Калёнова – основателя первой в Ульяновске общественной организации по защите прав потребителей, а сегодня известного адвоката и депутата Городской думы Ульяновска – он всё время что-то внедряет у себя в хозяйстве, экономит, или пытается сэкономить. И мне советует.
– Да, мне вся эта электроэкономия в 200 р. при счетах только за отопление в 2 тысячи, что зайцу конституция, – отвечая я обычно.
В общем, спорили мы много, но в главном, что 100% оплата населением услуг ЖКХ – это сказка про белого бычка, придуманная для обмана граждан, соглашались однозначно. Сейчас даже самые циничные апологеты ЖКХ о «100% оплате» вспоминают редко. И 300 и 500% от начального платим давно. Весь мир по росту тарифов и стоимости коммунальных услуг, кажется, переплюнули, а они всё растут и расти будут. Бездонный источник в виде кармана населения монополии продолжат осваивать, похоже, до самого коммунального, а возможно и социального коллапса.
– Что делать, Григорий Викторович? – задаю в очередной раз риторический вопрос Калёнову. Задаю вопрос, прекрасно понимая, что односложного ответа на него сейчас нет. Разговор, который у нас получился, возможно, будет интересен нашим читателям. Зима-то не за горами, а с ней и очередные повышения тарифов. От чего уже сейчас становится как-то промозгло и противно.
Калёнов: Что делать, нас спрашивают ежедневно граждане, обращающиеся в Центр защиты прав потребителей. Что делать с растущими счетами, с дополнительными платёжками? И этой проблемой специалисты Центра решили вплотную заняться вместе с группой экспертов в области ЖКХ. Согласен, экономия электроэнергии, газа – это сейчас, если так можно сказать, на любителя. Львиная доля наших платежей – это тепло и ГВС. Я думаю, нет сегодня смысла всерьёз говорить и об аудите тарифов.
– Да, опыт уже был. Одна нанятая властью, кажется, самарская фирма уже проверяла наши тарифы. Ни фирмам народ не поверит, ни власти. Тем более, где кончается власть, а где начинаются интересы монополий, я затрудняюсь сказать.
Калёнов: Кстати, ещё один фактор, подорвавший доверие, это установка теплосчётчиков. Помните, как их устанавливали? Это было одним из условий вхождения в программу капитального ремонта по 185-й закону. Я имею в виду общедомовые счётчики.
– И как-то забывали сказать, что с их установкой плата не снизится, а может вырасти…
Калёнов: Притом очень существенно. А всё дело в том, что устанавливать их можно только тогда, когда проведён весь комплекс работ по утеплению всего здания: крыша, чердак, подвал, фасад. Само собой, когда инженерные коммуникации утеплены. А у нас в домах, порой трубы отопления текут после установки счётчика.
– Как обычно – быстрей, быстрей, телегу впереди лошади, о людях никто не думает…
Калёнов: К сожалению, да. Ну, что сделано, то сделано. Что дальше? Сейчас мы считаем, очень важно задуматься о термоизоляции зданий, об установке систем погодного регулирования. Только это может дать гражданам существенную экономию. Не буду вдаваться в технические тонкости, но могу сказать, что есть конкретные проекты реконструкции, реализованные в других регионах. У нас в городе есть опыт утепления фасадов офисных зданий. Есть группа домов в Дальнем Засвияжье, оснащённых системами погодного регулирования. Есть организации, которые готовы этим заняться на жилых домах.
– Самый животрепещущие вопросы: сколько это стоит и кто оплатит?
Калёнов: Цена вопроса приличная. По приблизительным оценкам (каждый дом будет иметь свои особенности) стоимость таких работ с учётом материалов на стандартной пятиэтажке порядка полумиллиона рублей. Для жильцов это очень серьёзные средства: от 5 до 10 тысяч с квартиры разово. Вряд ли кто-то согласится добавить к своим огромным коммунальным платежам такие затраты. Да и возможность есть не у всех. И здесь надо рассматривать варианты софинансирования, либо инвестирования.
В первом случае можно использовать опыт 185-го закона, когда основную часть затрат покрывает федеральный, областной и муниципальный бюджет. Есть, кстати, соответствующие муниципальные программы энергосбережения.
Другой вариант – приход инвестора. Такой опыт есть в других регионах, например, в Санкт-Петербурге. Инвестор всё делает за свой счёт. Но он же первые годы будет получать и прибыль от экономии. То есть года 3-4, может быть, и 5 жильцы платят по-старому. На росте или снижении платежей всё это время утепление фасадов не сказывается. Потом, когда затраты инвестора окупились и он получил некую прибыль, он уходит. Жильцы начинают платить меньше…
– Он уходит, и утепление отваливается, датчики не работают, а инвестора – ищи-свищи…
Калёнов: Ты затронул очень серьёзную проблему. Ответственность и гарантии. Это относится не только к инвесторам, но и к подрядчикам. Необходимо проработать чёткий механизм исполнения. Новых ошибок в системе ЖКХ народ власти не простит! Произойдёт коллапс.
Как можно этого избежать? Реализация 185-го закона проходила не без проблем. Была масса неэффективных решений, много халтуры, а порой и воровства. Но, тем не менее, накоплен серьёзный опыт капитальных ремонтных работ. Во-первых, при приёмке. Участие в ней должны принимать и заказчики – управляющие компании, и представители муниципалитета, и депутаты, и сами жильцы. Их роль особенно важна. Там, где они не устранились от этой функции, можно сказать, работы сделаны добротно.
Нужно предусмотреть механизм финансирования. Предоплата, на мой взгляд, не должна превышать 10%. 50-60% можно бы было внести после того, когда работа выполнена и принята. А оставшуюся сумму выплачивать только через год, если не возникло существенных нареканий в работе.
Повторюсь, права на ошибку у власти больше нет.
– Через сколько лет окупаются расходы?
-Калёнов: Эксперты говорят, утепление фасада окупится через 3-6 лет. Плата за отопление при полном комплексе работ должна снизиться от 30 до 50%. Но важно ещё и то, что дом становится более комфортным. Улучшаются условия жизни. Повышается ликвидность жилья, поскольку возрастает его рыночная стоимость…
– А значит, вырастет и налог на недвижимость, который власть, наша дорогая, готовит нам на «после выборов».
Калёнов: Каждый должен всё взвесить и просчитать сам. Есть и другие опасения. Часто приходится слышать, что сколько бы мы не сэкономили, монополии всё равно пролоббируют новые повышения тарифов, которые «съедят» всю нашу экономию. Мне, кажется, что высшая власть начинает уже задумываться о том – куда ведёт путь бесконечного и бесконтрольного повышения. Начинается понимание того, что ведёт он к коллапсу. Здесь можно спорить. Лично я на сегодняшний день не вижу иных путей минимизации наших расходов и сохранения нашего жилья. Иных конкретных путей. В любом случае, привести в порядок, продлить срок службы того, что уже есть гораздо проще и дешевле, чем строить новое. Мне, кажется, никуда мы от этого не уйдём. В других регионах этим начинают заниматься. Нам сейчас нужны пилотные проекты. Но страхи и риски этих проектов, однозначно, должна взять на себя власть.