Ульяновцев больше волнуют экономические, чем социальные проблемы. Такой вывод позволяет сделать исследование Фонда «Общественное мнение», результаты которого были опубликованы недавно.
Фонд «Общественное мнение» опубликовал исследование «Типология регионов РФ: социальные и экономические проблемы». Исследование основано на результатах опроса, проведенного с 12 мая по 1 июня в 2200 населенных пунктах 79 субъектов России. Опрошено было 56,9 тысячи респондентов, в числе которых оказались и жители нашей области.
Участникам опроса предлагалось ответить на вопрос о том, какие социальные и экономические проблемы региона в последнее время их волнуют больше всего. Все проблемы были разделены на две категории – социальные и экономические.
В социальные вошли алкоголизм, наркомания, коррупция, преступность, ситуация в сфере здравоохранения, ситуация в сфере образования, ситуация с мигрантами, ситуация на дорогах; экологическая ситуация. В экономические -дороговизна жилья, неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального хозяйства и высокие цены на услуги ЖКХ, низкий уровень зарплат, пенсий, стипендий и пособий, положение дел в сельском хозяйстве, положение дел в промышленности, рост цен, безработица, качество социального обеспечения населения, соцзащиты.
Как выяснилось, в среднем для всей России экономические проблемы актуальнее социальных. Но регионы страны можно поделить на четыре типа: где проблем обеих категорий меньше, чем в среднем в России; где проблем обеих категорий больше, чем в среднем по России; где социальных или экономических проблем больше среднероссийского значения.
Ульяновская область попала в последнюю категорию, которая оказалась самой большой. В нее вошло более 30 регионов страны.
На что же указывает такая актуализация проблем населением региона? При ближайшем рассмотрении двух списков проблем становится очевидно, что к экономическим отнесены те вопросы, про причины которых можно просто сказать «не хватает денег». И тогда основная вина за их нерешенность ложится на власти. Социальные проблемы сложнее и более зависимы от человека. Для их решения нужна воля самого населения, его желание что-то изменить в себе и окружающих.
Если наложить рассмотренные проблемы на любимую специалистами пи-рамиду Маслоу, разделяющую человеческие потребностями от низших до высших, получится, что ульяновцы в большинстве своем выделили в рамках опроса проблемы низшего уровня. Внизу пирамиды, напомним, помещена физиология – желания на уровне хорошо есть и пить.
Ульяновцам важны вопросы этого же качества – низкие зарплаты и пенсии, высокие тарифы ЖКХ и цены, из-за чего денег на элементарные нужды, вроде качественного питания или условий проживания, не хватает.
Причем проблемы нехватки средств настолько актуальны, что способны затмить и вопросы безопасности, поставленные в пирамиде Маслоу на уровень выше физиологии. Преступность, коррупция, безопасность на дорогах ульяновцам уже не так важны. Конечно, это можно толковать и как показатель высокого уровня безопасности в регионе, но также мало ульяновцы уделяют внимания, очевидно, плохой экологии и крайне невысокому качеству здравоохранения. Вопрос качества образования, который можно отнести к более высоким познавательным потребностям, и вовсе выпадает из внимания жителей области.
На фоне таких выводов действия местных и региональных властей, постоянно убеждающих ульяновцев, что с экономикой и деньгами в регионе становится все лучше, а для взлета области не хватает лишь веры населения в светлое будущее и «прививки оптимизма», выглядят не очень-то верными. Пока благосостояние людей и вправду не станет выше, ульяновцы даже не будет пытаться купить билет, чтобы попасть на борт вроде готовящегося к взлету региона.
Лидия ПЕХТЕРЕВА