Игорь СВЕТОВ
Взрыв, который произошел 2 августа 2011 году в детском саду в Комсомольске-на-Амуре, в очередной раз активизировал антитеррористические настроения среди российского чиновничества.
В Ульяновске 9 августа на аппаратном заседании в мэрии местные чиновники рассмотрели уже реализованные антитеррористические мероприятия в образовательных учреждениях города. Так, на все детсады и школы должны быть составлены паспорта антитеррористической защиты объектов, обеспечена их круглосуточная охрана, все объекты обеспечены кнопками тревожной сигнализации, 16 школ охраняются сотрудниками вневедомственной охраны. Однако 75 школ и 35 детсадов по прежнему караулят “ночные директора”, т.е. обычные сторожа, которые, по-видимому, обязаны в случае атаки террористов им мужественно противостоять. Сами образовательные учреждения чиновники велели обнести ограждениями по всему периметру, запрещены проезд и стоянка на пришкольных территориях для постороннего автотранспорта, в 250 образовательных учреждениях уже появились настенные антитеррористические стенды, с детьми в детских садах проводятся беседы на антитеррористические темы, в ряде школ в программу добавлены дополнительные часы для проведения занятий по антитеррору. Так что ульяновский чиновный люд неделю, прошедшую после взрыва в детсаду в Комсомольске-на-Амуре, не сидел сложа руки, а напрягал изо всех сил руководителей и педагогов образовательных учреждений. Насколько эффективными могут быть принятые меры? В антитеррористическом плане эффективность реализованных мероприятий заведомо равна нолю. Просто ульяновские чиновники, по ходу очередного взрыва собственной активности в связи с очередным ЧП всероссийского масштаба, еще раз продемонстрировали умение проявлять активность, не достигая осязаемых результатов. Ну разве кто-нибудь поверит в способность директора школы, заведующей детсадом или “ночного директора” с метлой противостоять замыслам террористов, если они изберут именно их объекты для очередной атаки? Борьба с терактами – прерогатива исключительно спецслужб. Заниматься этим они должны до того, как теракт случится, должны его предотвратить на стадии подготовки. Если террористы реализовали свои планы, тогда сколь эффективно и героически не вели бы себя сотрудники спецслужб при спасении заложников, расследовании преступления и ликвидации террористов, уже реализованный теракт навечно ложится несмываемым пятном на мундир спецслужбы, его допустившей. Иного просто не дано.
Нынешнюю активность ульяновских чиновников можно было бы назвать просто детским антитеррористическим лепетом, никчемной суетой. Но это далеко не так. Не сделав ничего путного для защиты детей от терактов, они все равно, создав населению города кучу надуманных дополнительных проблем, сумеют извлечь для себя из этой ситуации кое-какую пользу. Главный уже сейчас видимый результат – это очередная волна чиновничьего самопиара, который ульяновские чиновники так полюбили в последние годы. Для них вовсе не важно, на чем пиариться, был бы повод! Давно подмечено, что в моменты ЧП прибывших на место происшествия чиновников более, чем само происшествие, волнует расположение телекамер и как они сами потом смотрятся на экране. К тому же было бы вполне понятным, если бы ульяновские чиновники верили в действенность проводимых ими мероприятий, а потому вопрос о антитеррористической профилактике в городе был бы рассмотрен в закрытом режиме, чтобы подготовить сюрпризы для потенциальных террористов. Но нет! Чиновники подробно поговорили об этом именно в присутствии представителей СМИ, чтобы все знали (в том числе и потенциальные террористы!), мэрия не дремлет! Нагородив кучу дополнительных заборов в жилых микрорайонах, развесив по стенам образовательных учреждений стенды, проведя несколько совещаний по антитеррористической тематике, чиновники обязательно организуют рекламу всего этого в СМИ, тем самым в очередной раз продемонстрируют населению свою заботу о нем, любимом.
Не исключена и возможность для отдельно взятых чиновников немножко “откусить” деньжат на этой шумихе. Например, уже объявлено, что антитеррористические стенды в образовательных учреждениях должны быть постоянно обновляемыми. К тому же планируется выпустить листовки, буклеты, плакаты и комиксы, разъясняющие детям всех возрастов опасность террора и способы избежания попадания в лапы террористов. Стало быть, необходимо привлечь авторов, художников, печатников для изготовления этой продукции. Тут главное – не ошибиться в подборе фирм и людей, которым достанется этот бюджетный куш, неожиданно обвалившийся в результате теракта в детсаду. Думаю на этот счет беспокоиться не нужно. Чиновники давно и хорошо знают таких “понятливых” людей и их фирмы.
Распоряжение оградить школы заборами тоже может нести некоторый материальный интерес. Откуда школы, десятилетиями не имевшие на это средств, вдруг найдут их? Стало быть, помощь должен будет оказать бюджет. А как же! Дело то святое, защита жизни и здоровья детей! Кто посмеет возражать!? Ну а дальше достаточно запустить описанную выше, явно давно отработанную схему, и кое-какая мелочишка снова перепадет чиновникам от тех противотеррористических заборов. Которые, кстати, нигде и никогда террористам не мешали.
Российский опыт подобных ЧП и следующих за ними мероприятий убедительно показывает, что через два-три месяца все уляжется и вернется на круги своя. Так было, например, после самоподрыва террориста в Домодедово 24 января этого года. Тогда первые лица государства, отлавливающие на вокзалах отсутствующих постовых милиционеров, несколько дней не сходили с экранов телевизоров и требовали создать систему безопасности, непробиваемую для террористов. Еще раньше примерно то же происходило после взрывов в московском метро. Ну и где сегодня те многочисленные милиционеры, извините, полицейские, на вокзалах, донимающие пассажиров проверками объемных сумок? Их нет. Кстати, в качестве профилактической антитеррористической меры власти могли бы присмотреться к тому, как у нас на городских рынках обеспечена безопасность ульяновцев. Мало ли что? Или за базар в России по прежнему никто не отвечает? То же самое произойдет с нынешней антитеррористической кампанией в Ульяновске. Сняв все возможные “сливки” с мероприятий, чиновники скоро успокоятся. Появятся новые серьезные проблемы, произойдут, к сожалению, неизбежные ЧП, и про обновление антитеррористических стендов в детсадах и школах постепенно забудут. В качестве памятников этой антитеррористической опасности останутся, разве что, заборы. Впрочем, они тоже простоят в неприкосновенном виде недолго. Ведь школы, за редким исключением, были построены во времена, когда граждане СССР терракты могли видеть исключительно по ТВ, да и происходили они, если верить советской пропаганде, исключительно там, “у них”. Школы тогда строили посреди жилых микрорайонов. Жильцы окружающих школы домов десятилетиями привыкли относиться к пришкольным территориям как к проходным дворам. А тут – забор! Вряд ли этот забор долго устоит перед разгневанным менталитетом наших земляков. К тому же это сколько металла, который всегда можно сдать на лом, будет висеть зря?! Если чугунные крышки канализационных люков разворовали, то заборам точно не устоять перед напором нищих ульяновцев. А что касается детских садов и школ, то в них самой действенной защитой от поползновений террористов, пока остается агитационный плакат.