Василий ГОРОДОВИКОВ
Разговор о том, почему в школах Ульяновской области на треть не заполнены вакантные должности учителей (725 вакантных должностей, из них 486 вакансий в Ульяновске, на 21938 работающих педагогов) мы начали в № 32 от 17 августа этого года. Тогда речь шла о неразрешимом для ульяновских педагогов квартирном вопросе, что заведомо предопределяет нежелание выпускников вузов работать в школе. А теперь затронем тему о реальных доходах и расходах начинающих педагогов.
Возьмем виртуальную семью молодых педагогов. Она имеет трехлетнего ребенка, посещающего детсад, что обходится родителям в 1200 рублей в месяц. Семейная пара снимает квартиру. Самая дешевая обойдется приблизительно в 3,5 тысячи. Итого: 4,5 тыс. рублей обязательных расходов. Каждому из начинающих педагогов “грозит” ежемесячное вознаграждение в 5-6 тыс. рублей. Получается, что общий доход семьи может составить 12 тыс. рублей. Значит, на оставшиеся 7,5 тыс. рублей молодая семья может жить, ни в чем себе не отказывая? Не тут-то было. Работа в школе потребует от педагогов существенных вложений из их собственных карманов.
Здоровье не купишь?
Ежегодно педработники должны проходить медосмотр. Посещение специалистов бесплатное не всегда. Сдавая анализы в санэпидстанцию, педагог обязан принести квитанцию на 134 руб. за оплату этой услуги. Съездить в санэпиднадзор придется дважды — в первый раз сдать анализы, во второй – приехать за их результатами. Поездка на маршрутке туда-обратно обойдётся в 52 рубля. Итого: учитель, проходя проверку, должен раскошелиться на сумму в 186 рублей. Нашей виртуальной семье это обойдется в 300 рублей, если один из членов семьи отвезет анализы за двоих.
Разве санэпидслужба у нас стала частной? Ульяновским учителям пару лет назад обещали прекратить такую практику, но она действует до сих пор.
Учебник для учителей
К началу нынешнего учебного года ученики школ Ульяновска лишь на 53% обеспечены бесплатными учебниками. Учителя бесплатных книг не получают вообще. Конечно, существуют так называемые “книжные” деньги. Сейчас выплаты составляют 114 рублей. При этом самый дешевый учебник стоит 250 рублей. Учитель алгебры, геометрии или физики должен приобрести, как минимум, 6 учебников для двух возрастных категорий школьников. Получается 1500 руб. – сумма, в 10 раз превышающая “книжные”! Значит, наша виртуальная семейная пара выложит за учебники примерно 4 тыс. рублей. А ведь многие книги стоят намного дороже. Покупать новые учебники педагогов заставляют чуть ли не ежегодно, ведь чиновники минобразования трудятся над их изданием не покладая рук, якобы стремясь отразить в них новейшие достижения наук. В учебниках по литературе или истории эти потуги еще имеют какой-то смысл. Но что в течение года-двух глобально меняется в арифметике, в русском языке, в физике, в природоведении? Получается, что чиновники трудятся не для школы, а для полиграфии. Для этого в “новых” учебниках лишь местами меняются отдельные главы или параграфы. Их министерские чиновники усиленно рекомендуют-”продавливают” на местах. За все эти игры расплачивается рядовой учитель.
Другая “мелочёвка”
Учителя за свой счет покупают и канцтовары. Необходимо приобретать общие тетради, писчую бумагу, файлы, папки и многое другое.
Проводит школа конкурсы плакатов — учитель должен за свой счет купить листы ватмана, маркеры. Проводятся другие — педагог сам покупает призы. Нужно оформить класс к Новому году — учитель оплачивает расходы из своего кармана. Нужно оклеить окна к зиме — покупает бумагу и клей. Да и общее оформление класса тоже “висит” на шее, точнее, на кармане учителя. В классе обязательно должны быть плакаты, таблицы, каждый ценой не менее, чем в 200 рублей. Иначе учитель получит очередной “втык” от руководства школы. Учитель обязан за свой счет ездить на совещания, симпозиумы, семинары, которые так полюбили проводить чиновники всех уровней.
Обязательны для каждого учителя поездки с учениками во время каникул. Есть и экскурсии в течение учебного года. Как минимум 5-6. Свой проезд учитель оплачивает вне зависимости от того, заказала школа автобус или до места экскурсии нужно добираться общественным транспортом. А если учитель занимается с учениками индивидуально на дому? До них и обратно два раза в неделю ему еще нужно доехать опять-таки за свой счет.
Не звони мне, не звони
Мобильная связь тоже ощутимо “бьет” по карманам учителей. Если на занятия не явились два-три ученика, учитель обязан в кратчайшие сроки связаться с их родителями и выяснить причины отсутствия. Звонить учителям приходится с собственного сотового телефона. Причём иногда на телефон оператора другой мобильной сети или на домашний, что существенно дороже. Да и родители бывают разными. Кто-то способен на быстрый и четкий разговор, а от кого-то долго нужно добиваться информации. Ну а некоторые вообще любят пожаловаться на свою горемычную жизнь. А почему бы и нет, если за счет учителя? Отменили занятия, набедокурил ученик, планируется собрание — обзвони родителей.
Конечно, учитель может воспользоваться служебным телефоном. Но руководство школы отнюдь не приветствует этого.
Филькина грамота
Компьютеризация нанесла еще один удар по карманам педагогов. Комплекс из компьютера, монитора, принтера и сканера сейчас стоит 25-30 тыс. рублей. Разве посильна такая сумма для нашей виртуальной семьи? Чиновники от образования, много говорившие о поголовной компьютеризации школ, снабдили компьютерами прежде всего самих себя. Вряд ли найдется хоть один стол в том же городском Управлении образования, на котором не красовался бы монитор. А вот большинство школ чиновники снабдили лишь одним компьютерным классом да мониторами в кабинете директора и у секретарши. В школьных учительских, как правило, тоже нет ни одного компьютера. Даже если бы и была парочка, они проблему все равно бы не решили. При среднем составе педагогического коллектива в 40-60 учителей им, чтобы набрать на компьютере план или отчет нужно было бы записываться в очередь за месяц. Причем, скорее всего, для работы ночью.
Набрать и распечатать текст для рядового учителя большая проблема. Но Управление образования, а значит и руководство школ, строго требуют с педагогов подавать им планы-отчеты даже не в электронном виде, а распечатанными. В конечном итоге педагоги вынуждены обращаться с заказами к посторонним исполнителям. Годовой план для 1 класса составляет приблизительно 80 листов. Таких может быть от двух-трех до десятка. План воспитательной работы на год — 100 листов. В течение года нужно после каждой четверти писать отчеты и списки для секретаря школы, для медработника и характеристики на учеников. Набор каждой страницы обходится в 5 рублей плюс 3 рубля за распечатку. А если педагогов в семье двое?
Конечно, в течение нескольких лет за счет педагогического стажа и учебных часов растет зарплата учителя. А как прямо сейчас быть начинающим? Потому при стабильно работающем педуниверситете ощущается нехватка учителей.
Причина этого наверху. Если будет недоедать учитель, от этого ничего не изменится, государство этого просто не почувствует. Но если вдруг проголодается чиновник от того же образования, вот тогда наверху это ощутят. У российского учительства великое прошлое, всегда трудное настоящее, зато только прекрасное будущее. Так было, и, похоже, так будет всегда!