Школьные автобусы в сельской местности все чаще используются для проведения свадеб и похорон.
Оптимизация сельских школ привела к тому, что большинство сельских мальчишек и девчонок, прежде чем добраться до своих школ, вынуждены ежедневно, порой по нескольку часов, трястись в дороге. В наступившем году, согласно данным регионального министерства образования, будет организована перевозка более пяти тысяч детей из почти четырех сотен населенных пунктов по 318 школьным маршрутам. Все бы ничего, если бы не наши российские реалии: несоответствующие элементарным ГОСТам автобусы и разбитые дороги.

Накануне Дня знаний корреспонденту «СК» удалось побеседовать с бывшим водителем школьного автобуса Николаем, знающим о проблемах школьных перевозок лучше всякого проверяющего. Согласно правилам, управлять школьным автобусом имеет право лишь водитель, имеющий постоянный стаж работы не менее трех лет и прошедший специальное обучение. Однако, по словам собеседника, сегодня на селе днем с огнем не найдешь не то чтобы профессионального водителя, но и просто человека с правами. В итоге на мизерную зарплату принимают кого попало, говорит Николай. Предрейсовый, а тем более послерейсовый медицинский осмотр водителей – большая редкость. В лучшем случае он выполняется чисто формально.

Еще одна проблема – неправильная эксплуатация автобусов. По словам Николая, из бюджета выделяются деньги лишь на горючее, но, кроме этого, нужны средства на их техническое содержание и профилактику. Нет технической базы, где транспортные средства могли бы обслуживаться. В результате постоянно ломаются даже новые автобусы.

Преждевременному износу техники способствует и ее использование не по назначению. По словам собеседника, часто школьные автобусы негласно привлекаются на обслуживание свадеб и похорон.

Многие родители считают неэтичным участие желтых автобусов с надписями «Дети» на борту в траурных процессиях. Но ничего не поделаешь. В некоторых деревнях школьный автобус – единственный способный передвигаться.

По словам начальника отдела надзора Управления ГИБДД УВД по Ульяновской области Сергея Максимова, в настоящее время на территории региона в школьных перевозках задействовано 239 автобусов, из которых не соответствуют требованиям 25. В автобусах нет поручней; устройств, препятствующих началу движения при открытых пассажирских дверях; зеркал, позволяющих наблюдать процесс входа от поверхности дороги; форточек в верхней части окна; сигнальных кнопок «Просьба об остановке»; громкоговорящих установок; освещения проемов пассажирских дверей. Кроме того, не все автобусы укомплектованы огнетушителями, медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки, противооткатными башмаками, молоточками для разбивания стекол и надписями о наличии аварийных выходов.

Не в лучшем состоянии и дороги, по которым передвигаются школьные автобусы. Из 318 маршрутов перевозки школьников не соответствуют требованиям безопасности 93, часть из которых и вовсе находится в аварийном состоянии.

Дмитрий Минаев