Все больше ульяновских автовладельцев оставляют на ночь свои машины во дворах, чем нередко пользуются угонщики.
С начала нынешнего года в Ульяновске вдвое возросло количество угонов. Наибольшей популярностью у автоворов пользуются автомобили семейства ВАЗ, особенно 14я модель и старая добрая «классика».

Несмотря на то, что противоугонные системы автомобилей совершенствуются с каждым годом, число автокраж не уменьшается. Вот и в нынешнем году, по данным Управления ГИБДД по Ульяновской области, в регионе уже было угнано и украдено 198 автомобилей, при этом более половины таких преступлений (106) были совершены в самом Ульяновске, что почти вдвое превысило показатель прошлого года (54).

Местные угонщики предпочитают отечественные автомобили, доля которых в милицейских сводках по угонам составляет порядка 80 процентов. В свою очередь, 90 процентов от этой доли приходится на автомобили семейства ВАЗ. По словам оперативников, крадут разные машины для разных целей. К примеру, большинство наиболее популярных среди профессиональных угонщиков автомобилей марок ВАЗ-2114, ВАЗ-2109 и «Лада» десятого семейства разбирают – запчасти для них на рынке сегодня достаточно востребованы. Криминальные автодетали пополняют запасники частных автосервисов и прилавки авторынков по всей стране. Продажа целого угнанного автомобиля с перебитыми номерами сегодня редкость. Несколько лет назад среди преступников достаточно популярным был такой способ наживы, как предложение выкупить авто самому хозяину, но сейчас и этот «бизнес» сошел на нет.

Другая категория угонщиков – молодые люди, угоняющие машины не ради наживы, а для развлечений, чтобы покататься и бросить. Как правило, их интересуют модели попроще: изрядно потрепанные «Жигули» пятой или шестой модели. Такие и завести легче, и ответственности, в случае чего, меньше, так как реальная цена таких машин редко превышает 10-15 тысяч рублей. Кстати, в последнее время участились случаи поджога угнанных машин. Так преступники надеются замести свои следы. Не брезгуют ульяновские угонщики даже старыми мотоциклами «Урал» и «Запорожцами». К примеру, на днях преступники, сняв ворота гаража, стоящего у дома №1 по улице Железнодорожной, угнали автомобиль «ЗАЗ-965». Как воры смогли завести 40-летний «Запорожец», даже для хозяина осталось загадкой.

Согласно Уголовному кодексу России, угон автомобиля без цели хищения карается гораздо мягче, чем кража с целью получения выгоды. Об этом правовом пробеле хорошо знают угонщики и в случае поимки заверяют следователей, что взяли машину просто покататься, и в итоге отделываются в худшем случае условным сроком. Среди оперативников существует негласное правило: машину, угнанную от торгового центра или кинотеатра, записывать в «угон», а похищенную из гаража или охраняемой стоянки – в «кражу».

На статистику угоняемости той или иной модели ориентируются и страховые компании при расчете стоимости полиса КАСКО (страхование от ущерба и угона). Как правило, владельцам популярных у преступников моделей приходится платить страховщикам повышенную премию за страхование своего автомобиля.

По словам начальника отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения областной ГИБДД Светланы Яшновой, основной причиной роста числа угонов является беспечность самих автовладельцев. «Все больше водителей бросают свои машины на ночь у дома, нисколько не заботясь об их сохранности. Более того, часто по невнимательности они оставляют открытыми двери и окна своих машин.

Между тем статистика как раз говорит о том, что основная масса автомобилей похищается ночью и в вечернее время с придомовых территорий». Кроме того, часть автолюбителей излишне уповают на страховые компании, наивно полагая, что те возместят все понесенные потери. Однако, во-первых, обязательная страховка (ОСАГО) не действует при угонах и кражах авто, во-вторых, даже имея полис КАСКО, добиться выплат от страховщиков сегодня невероятно сложно.

Вадим Пилюков