Уборочная страда для крестьян – время особое. Ведь даже самый большой урожай может попросту пропасть, если его вовремя не убрать. Мы не могли пройти мимо этой темы, потому как понимаем, насколько она важна для наших сельских читателей. Да и горожанам будет полезно узнать, сколько сил тратят крестьяне для того, чтобы на наших столах каждый день лежал свежий хлеб.

В поле
Чтобы своими глазами увидеть, каково это – убирать хлеб, я отправился в одно из хозяйств Майнского района. Фермер Николай Волынщиков любезно согласился показать и рассказать мне, что да как, и вдобавок пообещал прокатить на самом настоящем комбайне. В назначенный день около 8 утра я приехал в хозяйство, но уборочные работы на тот момент еще не начались. Оказывается, прежде чем комбайны выйдут в поле, нужно удостовериться, что высохла роса, иначе собранное зерно может попросту сгнить. По той же причине уборка невозможна во время дождя, так что каждый час сухой погоды ценится крестьянами на вес золота. Нам повезло: дождя не было, и около 9 утра комбайны вышли в поле. Современный комбайн (цена которого – более 5 миллионов рублей) – настоящее чудо техники, а на пшеничном поле он – главный игрок. Жатка срезает пшеничные колосья и отправляет их в молотилку, где зерно вымолачивается и поступает в бункер – специальный накопитель, вместимостью около 6 тонн зерна. Когда он переполняется, на комбайне загорается красная лампочка. Это замечает водитель грузовика и подъезжает, чтобы выгрузить зерно в кузов.
С полчаса поглазев на работу комбайнов со стороны, я ужасно захотел попасть в кабину одного из них. В свою машину меня пустил механизатор Иван Сабиров. Сказать, что мне там понравилось -не сказать ничего. Сидеть внутри комфортно – включены кондиционер, радио. За тем, всё ли правильно делает комбайнёр, внимательно следит бортовой компьютер, и если что-то не так-тут же высказывает свои претензии приятным женским голосом. Например, при мне «дамочка» потребовала от Ивана: «Выключи молотилку, или снизь скорость!». «Как будто я без неё не знаю,» – пошутил комбайнёр. Его профессия – это целое искусство, настолько много в ней тонкостей и секретов.
– Работа мне легко даётся, я ведь с детства на комбайне, – говорит Иван. – Мне и самому уже 4 года как дочка помогает – Маша. Ей 15 лет сейчас.
Иван – чемпион хозяйства по количеству намолоченного зерна. Кстати, от этого показателя зависит то,сколько денег заработает механизатор.
– За уборочную они могут тысяч 50 заработать, – рассказывает Николай Волынщиков. – Плюс натура: зерно, сено, солома. В остальное время года заработки, конечно, значительно меньше: среднегодовая зарплата в хозяйстве – около 5 тысяч в месяц.
Работать хлеборобам приходится до самой темноты, прерываясь только на обед и ужин. Чтобы не тратить время, кормят механизаторов прямо в поле, бесплатно. Меню не ресторанное, но достойное: суп, второе и компот.

Урожай
Собранный урожай – это ещё не конец работы. Зерно нужно отсортировать: убрать попавший в него мусор, выбрать самые крупные зёрна – на семена. Для этого используют специальный агрегат, который напором воздуха «выдувает» из общей массы зерна всё лишнее. И только отсортированное зерно везут на элеватор, откуда его отправляют покупателям.
В этом году погода позволила крестьянам Ульяновской области получить высокие урожаи всех культур. Например, в том хозяйстве, где я был,-удалось собрать около 40 центнеров гороха с гектара, что примерно вдвое больше обычного! Много вырастили и зерновых, в частности, пшеницы. Правда, говоря об этом, не стоит забывать, что ульяновский климат практически не позволяет выращивать пшеницу твёрдых сортов. Наши хозяйства производят, в основном, фураж, идущий преимущественно на корм скоту. Но принципиальная проблема нашего сельского хозяйства в другом: без субсидий оно нерентабельно. Иными словами, если бы государство не покрывало часть расходов аграриев на топливо, семена и новую технику, то никто попросту не стал бы тратить время и силы на сельское хозяйство. В урожайный год (как сейчас) сельхозпродукцию невыгодно сбывать из-за низких закупочных цен, а в неурожайный и сбывать-то нечего. Однако у нас, простых потребителей, есть повод для радости, ведь цены на крупы и подсолнечное масло, взлетевшие в прошлом, неурожайном, году, должны, наконец, снизиться.
А для крестьян с окончанием уборочной «страдания» не закончатся. Почти сразу им предстоит приступить к посеву озимых, а это значит, что они снова будут проводить в поле целые дни – от зари до зари.
Виталий АХМЕРОВ