Возглавляемая Анатолием Чубайсом корпорация «Роснано» предъявила стране свою первую продукцию. Чтобы купить ее, человек должен продать штаны, а может, даже и трусы, и в таком виде наслаждаться преимуществами наноизделия.

От имени страны продукцию принимал премьер Владимир Путин, которому Анатолий Чубайс предъявил электрическую светодиодную энергосберегающую на основе новейших технологий лампочку. Предъявляя, сказал, что вещь экономная, потребляет при своей работе в шесть раз меньше электроэнергии, и это, дескать, наше будущее. «А цена какая?» – спросил премьер. Пока – около тысячи рублей, сказал Чубайс, но «мы выдаем трехгодичную гарантию». Чтобы понять смысл произошедшего, требуется несколько часов.

Я их на осмысление изобретения Чубайса потратил и пришел к следующему. У меня дома – 15 работающих лампочек: в люстрах, светильниках, торшере, на кухне и проч. Одновременно включенными бывают две-три, общей мощностью где-то 200 ватт. За пять часов вечерней работы они потребляют около киловатта/час электроэнергии, то есть на 2 рубля 50 копеек по нынешним ценам. За месяц – 75 рублей, за год – 900. Много, считает Чубайс, и предлагает свои энергосберегающие.

На замену ламп накаливания лампами Чубайса мне нужно потратить 15 тысяч рублей. В год они будут нагорать на 150 рублей (900:6), или на 750 меньше, чем старые лампочки. Эти 750 рублей и будут моей годовой экономией на освещении жилого помещения. Их можно засчитывать в счет окупаемости новых ламп. Всего нужно окупить, напомню, 15 тысяч рублей. Легко подсчитать, что потребуется на это 20 лет.

Но вряд ли все купленные наноизделия столько проживут: срок гарантии у них – всего три года. Пусть половина из них выйдут из строя раньше двадцатилетнего периода (хотя перегорят-то, и не раз, наверняка, все) и потребуется покупка новых, что удлинит срок окупаемости еще на десять лет.

Итого – минимум 30 лет, по истечении которых я начну получать чистую выгоду на их энергосберегающем эффекте. Бред да и только.

И знает ли, интересно, об этом бреде президент Дмитрий Медведев, инициировавший российскую программу энергосбережения? О том, что программа не только ничего не экономит, но, напротив, резко увеличивает расходы населения? Оно, население, должно сегодня отдать Чубайсу свои десятки тысяч и десятилетиями ждать, когда они дадут отдачу. На кого рассчитаны эти фокусы? Как и энергосбережение на установке приборов учета, обещающее одномоментно опустошить карманы людей – без каких-либо перспектив в будущем. Программа эта – разновидность игры в наперстки, в которой выигрывает только «разводящий», а проигрывает только игрок. В роли игроков мы, а разводят – они.

Сергей Поленов