Пока страна и мир гадают, кто же пойдет на выборы главы государства в марте 2012 года – Путин или Медведев, – в Ульяновске произошло событие, которое говорит в пользу Владимира Путина. Событие это -продажа телеканала «Репортер» федеральной телерадиокомпании «РЕН». Продажа свершилась почти незаметно, никакого резонанса по ее следам не было, хотя комментарии этой сделки напрашивались. Не в плане, кто и почему продал, что не особенно интересно, а в плане, кто и почему купил.

С полгода назад завершился процесс выкупа 100 процентов акций телеканала «РЕН» российским олигархом, владельцем заводов, пароходов и газет Юрием Ковальчуком – партнером Владимира Путина еще по питерскому периоду его карьеры. С тех пор пресса стойко считает Ковальчука другом Путина. Интерес к СМИ, наряду с прочими бизнесами, появился у Ковальчука с приходом Путина на президентский пост. За эти годы под контроль олигарха перешли «Пятый канал», «РЕН», целый ряд печатных изданий, включая «Известия». Перед думскими и президентскими выборами Ковальчук начал, вероятно, скупку и региональных СМИ. Бывшие владельцы «Репортера» объяснили продажу канала тем, что просто решили избавиться от непрофильного актива, но это, пожалуй, лишь удобная отговорка. Дело, скорее, в том, что владельцам поступило предложение, от которого, говоря словами из фильма «Крестный отец», невозможно было отказаться.
Но зачем Ковальчуку телеканал в глухом, провинциальном Ульяновске? Один, сам по себе, не нужен, я думаю, сто лет. Только в рамках взятия под контроль региональных средств массовой информации, то есть за кампанию. И только ради Путина. Можно, конечно, предположить, что делается это под думские выборы, президентские же в виду не имеются, но вряд ли. Путин – личный друг Ковальчука, и бросать деньги на ветер он согласился, надо думать, только ради него лично.
Этой сделкой, кстати, попутно был отрезан информационный ресурс у партии «Справедливая Россия» в Ульяновске, что грустно. «СР» – не худшая из существующих российских партий. Даже с учетом того, что была создана Кремлем с целью отъема на выборах в Госдуму в 2007 году голосов у КПРФ. Но помешала «СР» не столько, видимо, КПРФ, сколько другой партии, иначе Кремль (или Белый дом, если точнее) не стал бы задвигать «Справедливую» назад в небытие. Знать, сильно не по нутру критика сегодняшних властей, с которой выступал, находясь, на посту председателя Совета Федерации, Сергей Миронов. Да и то, что он не захотел играть дальше в поддавки, пошел на обострение и утрату должности главы Совфеда, говорит о многом. Но без финансового и информационного ресурса возможности партии крайне ограничены. Был у нее «Репортер», теперь и его нет.
Юрий КАШИНСКИЙ