Аграфена КОЗЛОВА
В ночь на прошлую среду в Суздале, на своей родине, убит бывший заместитель губернатора Ульяновской области и руководитель аппарата регионального правительства Александр Большаков, которого во время работы в нашем регионе называли «серым кардиналом власти».

Перед смертью его избивали и пытали. После Ульяновска ставленник самарской группы «СОК» и бывший соратник Сергея Морозова был переведен на работу в Южную Осетию, где возглавил администрацию тамошнего Президента Эдуарда Кокойты. Благодаря своему осетинскому назначению, правда, продлившемуся недолго, всего около года, Большаков разом приобрел всероссийскую известность.

Однако она ему не помогла. Трое нападавших в масках и камуфляже ворвались в дом и, угрожая пистолетом, потребовали деньги, а потом убили бывшего чиновника. Первая обнародованная информация о гибели Большакова была преувеличенно спокойной — он умер от сердечного приступа. Потом следствие признало факт ограбления и то, что, судя по почерку, грабители были не совсем обычные. Поэтому правоохранители не исключают и мотивов преступления, связанных с предыдущей деятельностью Большакова, как чиновничьей, так и коммерческой. Пожалуй, в пользу этого предположения свидетельствует и тот факт, что жена и другие родственники жертвы, находившиеся в доме, практически не пострадали. Что касается группы «СОК», то ее руководители давно объявлены в розыск, а в этой компании убитый отвечал как раз за контрольно-ревизионное направление… А если корни убийства связаны с государственной службой бывшего ульяновского начальника, то их, возможно, следует искать в Осетии, а не в нашей глубинке. Все-таки должность, которую убитый занимал в южной республике (пусть и совсем небольшой), соответствовала гораздо более высокому рангу, чем местный вице-губернатор, да и помощь России «братским осетинам», видимо, исчислялась довольно крупными суммами. Москва никогда не скрывала своего раздражения тем, как в республике осваиваются ее дареные миллиарды, выделенные на воссстановление после войны. Так что Большаков реально мог слишком много знать, и кому-то, возможно, захотелось бы упрятать «концы в воду». Немаловажно и то, что нынешней осенью состоятся выборы нового юго-осетинского президента — прежний должен будет уйти, так как по закону не может избираться на третий срок. Некоторые СМИ предполагают, что в случае смены власти Большаков мог бы, к примеру, рассчитывать даже на кресло премьера. Однако в Цхинвале всячески отвергают «осетинский след» в преступлении, причем как официальные лица, так и представители оппозиции. Пока, конечно, судить рано. Следствие покажет. Хотя в роковую случайность все-таки верится с трудом. В том же «деле Буданова» кавказский след поначалу тоже отрицался, а теперь следственные органы, вроде бы, называют убийцу, и он известный в Чечне человек. Не пришла ли пора российской власти пристальнее вглядеться в то, что в действительности происходит на Кавказе? Сигналы-то поступают, хоть и неопределенные, но настораживающие. Как бы не стало поздно…