В следующем году Ульяновская область планирует присоединиться к намеченным в России юбилейным мероприятиям по поводу 200-летия войны 1812 года. Гвоздем празднования, рассчитывают в облправительстве, станет закладка первого камня в восстанавливаемый Свято-Троицкий собор, которая пройдет с участием президента.
Симбиряне воевали против Наполеона
8 сентября – в день Бородинского сражения – в Ульяновске на заседании областного совета по культуре рассматривали предложения по празднованию в регионе двухсотлетия Отечественной войны 1812 года. Началось заседание с напоминания членам совета о том, что наш край в стороне от войны с Наполеоном не остался.
Раз уж об этом пришлось рассказывать членам совета, большинству ульяновцев, видимо, такая информация будет в новинку. Разговоры об участии в Отечественной войне прежде у нас сводились к информации о Денисе Давыдове. Между тем фактов, связывающих Симбирск и бои с Наполеоном, гораздо больше.
Так, рассказала заместитель директора Краеведческого музея Ирина Земскова, немалую роль в победе Российской Империи над французским императором сыграли 24-й Симбирский пехотный полк и Симбирское народное ополчение. Симбирский полк был сформирован в Москве в ноябре 1811 года и вошел в пехотную дивизию генерала Неверовского. В начале войны полк отличился в боях за село Красное. Тогда отряду Неверовского в полторы тысячи человек удалось удержать силы генерала Мюрата в несколько тысяч человек конницы и пехоты. В Бородинском сражении полк защищал Шевардинский редут. На Бородинском поле был установлен памятник дивизии Неверовского, в том числе и Симбирскому полку.
Симбирское народное ополчение формировалось в середине 1812 года. В него вошли полки из Алатыря, Ставрополя-на-Волге, Сен-гилея, Карсуна и самого Симбирска. Формировалось ополчение из дворян, крестьян, ro-v рожан. Точная численность его неизвестна. Историки называют цифру от девяти до 15 тысяч человек.
Ополчение было собрано к концу октября 1812 года и отправилось по приказу Кутузова в сторону Орла и Глухова. Оно участвовало в осаде Глогау и Дрездена. Ориентировочно три тысячи ополченцев погибли.
Сохранить память помешали декабристы
До революции участие симбирян в борьбе с Наполеоном считалось одним из важнейших событий для нашего края. Так, в 1912 году столетие войны в губернии массово праздновалось. А к столетию Симбирского пехотного полка по воле императора был выпущен специальный нагрудный знак.
Сейчас, к сожалению, в области сохранилось не так много свидетельств тех событий. Среди дошедших значится икона, с которой ополчение уходило на войну. Правда, история ее запутана. Известно, что, когда ополчение проходило через Алатырь, ему был вручен «образ усекновения чест-ныя главы Иоанна Предтечи». После войны икона была возвращена в Алатырь. Сейчас, по информации областного комитета по культурному наследию, она находится на реставрации в Москве. При этом в фондах Художественного музея также хранится образ усекновения главы Иоанна Предтечи. Видимо, это копия алатырской иконы, которая по возвращении ополчения хранилась в Свято-Троицком соборе в Симбирске. Состояние’ образа, находящегося в Художественном музее, по словам Земсковой, очень плохое.
Другие свидетельства участия симбирян в войне – их захоронения. Так, в некрополе на бывшем кладбище Покровского монастыря, что на улице 12 Сентября, покоится Петр Ивашев. Петр Никифорович был одним из героев Отечественной войны. Но в свое время из-за принадлежности его сына к декабристам царская власть постаралась минимизировать упоминания о роли симбирского дворянина в военных событиях. Места захоронений участников Симбирского ополчения пока доподлинно неизвестны.
Предлагают собор, памятник и крестный ход
Главным же свидетельством причастности Симбирска к Отечественной войне были храмы, возводившиеся в память о ней. Центральным из них был Свято-Троицкий собор в Симбирске. Создавался он не просто как храм, а как мемориальный комплекс, посвященный участникам войны 1812 года.
Поэтому к круглой дате областные власти надеются поставить точку в спорах вокруг необходимости восстановления храма. В 2012 году, заявил на совете губернатор, должен быть заложен камень в основание восстанавливаемого собора. Напомним, ранее Сергей Морозов сообщал, что храм решено строить не у площади Ленина, а на другом участке. Новый участок пока не выбран.
Закладку камня областные власти рассчитывают провести на высшем уровне. Согласно историческим свидетельствам, Свято-Троицкий собор был заложен в присутствии Александра I. В следующем году регион предлагает передать эту эстафету от императора президенту России.
Есть и другие предложения по празднованию юбилея. Предлагается соорудить памятник Симбирским полку и ополчению, организовать крестный ход с восстановленной иконой, сопровождавшей ополчение, провести фестиваль реконструкции.
Лидия ПЕХТЕРЕВА
Рожденный атеистом
Благое, вроде, дело. Однако, гложет червь сомнений. Что от души это, а не от показушной веры и желания порисоваться перед сильными мира сего, светскими и церковными. Большой грех это. Доказательством тому сотни миллионов рублей в год, которые тратятся на удовлетворение этой морозовской похоти – чтобы услышали, чтобы заметили и отметили, чтобы говорили. В то же время сотни людей не получают квалифицированной медицинской помощи и умирают. Потому что на спасение человеческих жизней не хватает денег. Из-за морозовской гордыни. На попусту потраченное и уворованное можно было построить не один современный медицинский центр или храм, где лечились бы тела и души земляков. На месте этого отродья так и нужно поступить. Построить храм, написать на табличке, что строился он на деньги жителей области. И каждый день ходить молиться за спасение убиенных с их помощью душ и своих собственных.
Точнее.
Снесли дважды горевшие развалины собора.
Начали строительство новодела ( а не восстановление, это разные вещи ), вопреки предупреждениям нормальных людей, что при строительстве пострадают находящиеся рядом исторические здания-памятники, что и произошло. Почуяв, что дело пахнет уголовной статьей за разрушение памятников истории и культуры, губернатор стройку прекратил.
Строительство культовых сооружений закон разрешает, но не за бюджетные деньги. Поэтому попытка нового строительства за казенные деньги вызовет привлечение к ответственности. Об этом не надо забывать внезапно уверовавшим. Пусть скидываются, если решили свои грехи замолить.
Власти не имеют права затевать новое строительство собора.
Ответить