Какой-то жуткий знак был подан России в минувшую среду. В этот день, в день открытия очередного чемпионата лиги по хоккею, погибает в авиакатастрофе практически вся команда ярославского «Локомотива», летевшая в Минск на первый матч сезона. Погибает в Ярославле, где в этот же день открывается мировой политический форум, на который тысячи человек приехали только ради одного – в надежде, что Дмитрий Медведев скажет наконец, пойдет ли он на следующий президентский срок. Эта забава, то есть гадание о выборах 2012 года, длится уже два года.
Но говорить Медведеву пришлось сначала о другом – о соболезнованиях семьям погибших хоккеистов и болельщикам (всего катастрофа унесла 43 жизни), о необходимости провести тщательное расследование аварии самолета «ЯК-42», упавшего на взлете.
И пришлось, видимо, думать, как в сложившейся ситуации сохранить лицо, ведь вместе с россиянами по-гибли’канадский тренер, только-только приступивший к работе в «Локомотиве», чешские, словацкие, шведские и латышские хоккеисты, игравшие за ярославский клуб, граждане еще нескольких государств. Авария поставила как никогда остро вопрос о безопасности жизни в России, и это в преддверии казанской универсиады 2013 года, сочинской Олимпиады 2014 года и чемпионата мира по футболу 2018 года.
И, возможно, от растерянности или же сознательно, но избрали тактику мягкой трагедийности ярославского ЧП. Телеканалы в день катастрофы даже не пытались хоть чуть изменить программы передач, продолжая гнать дебильную рекламу, плясать и хохмить. Руководство Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), которое весть о катастрофе застала во время первого матча чемпионата в Уфе, этот матч хоть и прервало, но уже в четверг заговорило о продолжении игр. Несмотря на несогласие многих хоккеистов, заявивших, что хотели бы сначала похоронить своих погибших товарищей. Медведев и Путин лично на телеэкранах не появились, отделавшись заявлениями пресс-секретарей, а президент – еще запиской в твиттере.
Дальше пойдут уже набившие оскомину сюжеты с расследованием причин аварии. Самолеты «ЯК-42» считаются, к слову сказать, надежными, за 30 лет их эксплуатации с ними случилось всего около десятка инцидентов. Упавший под Ярославлем лайнер был к тому же не старый, выпущен в 1995 году, и не отслужил свой срок. Перед полетом он был проверен и признан полностью исправным. Если причина катастрофы в некачественном топливе, как прозвучало на лентах информагентств, то это «новое слово» в современной российской действительности. Когда добывающая миллионы тонн нефти страна и экспортирующая миллионы же тонн заправляет паленкой даже самолеты – это крах.
Юрий КАШИНСКИЙ.