Семен Саблин
Кончились каникулы и отпуска, и опять заволжцы вспоминают горькую пассажирскую шутку: “Минздрав предупреждает: езда в общественном транспорте – спорт только для здоровых людей!”
Наш автобус – самый вместительный в мире!
Тема работы общественного транспорта насколько стара, настолько и злободневна практически для всех горожан. Но особенно любят порассуждать о ней те, кто менее других пользуется услугами общественного транспорта, т.е. политики и чиновники, проскольку эта тема огромное поле для их личного самопиара. По крайней мере, в эти дни я услышал весьма оптимистичное заявление зампредседателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска Сергея Аникина о том, что благодаря работе комитета в работе общественного транспорта в последние месяцы произошли позитивные изменения, что количество автобусов большой вместимости на ульяновских маршрутах увеличилось на 93 единицы. Однако все мое тело – бока, руки, ноги, спина – в том автобусе никак не хотели соглашаться с зампредседателя в том, что касается позитивных изменений!
Я вспомнил, как в феврале 2011 года мэр г. Ульяновска Александр Пинков утром в час пик самолично мужественно высадился из служебного авто на одной из остановок Нижней Террасы, как проехал пару остановок, запросто пообщался с пассажирами. Помню, как рассуждал он потом в Интернете о причинах тягот пассажиров Заволжья в любое время дня, как обещал решить эту проблему, как отдавал распоряжения господину Аникину купить 50 больших автобусов, увеличить время работы маршрутов №№ 30, 46 и 10, но почему-то только до 21 часа…
Дальше ситуация развивалась в привычном для Ульяновске порядке. Продолжительность времени работы автобусов на маршрутах, конечно, никто увеличивать не стал. Более того, руководство дорожного комитета мэрии и “ПАТП-1”, деятельность которого полностью контролируется муниципалитетом, в отсутствии по вечерам транспорта на маршрутах Заволжья сейчас почему-то упрекает частных перевозчиков.
Зато господин Аникин гордо отчитывается о проделанной работе. Жаль только, что его не слышат пассажиры Заволжья и та девчушка, которая от духоты и давки в салоне автобуса, в котором я ехал утром 6 сентября, упала в обморок. Пассажиры привычно подняли пострадавшую от транспортных услуг (не она первая, не она последняя), усадили ее на сиденье, раскрыли пошире форточки автобуса… По-видимому, девчушка просто недооценила всю прелесть аникинских “положительных изменений”?
Работа “спустя рукава”
На мой взгляд, по части обещаний наладить работу городского общестенного транспорта власти давно превысили все мыслимые лимиты порядочности. Помните, как долго власти убеждали горожан в том, что с пуском нового моста через Волгу рассосутся проблемы переправы через реку? Мост построили, а что толку? “Пробки” на левом берегу как собираются с утра, так и не рассасываются весь день.
Даже в тех случаях, когда можно если не решить проблему полностью, то хотя бы облегчить участь людей (даже если это не требует ни копейки дополнительных затрат), власти этого не делают. Уже много лет на подъезде к старому мосту на левом берегу висит знак, определяющий, что по правой полосе имеет право двигаться только общественный транспорт. Этот знак игнорируется большинством водителей и сотрудниками ГИБДД, поэтому общественный транспорт “ползет” в сторону моста с черепашьей скоростью. При этом чиновники всех уровней не устают рассуждать о полезности введения системы “ГЛОНАСС”. Что она даст, если “пробки” на мосту нескончаемы? Поэтому они вводят ее тоже “спустя рукава”. Только 31% автобусов от общего количества подвергаются спутниковому мониторингу. Эта ситуация убедительно демонстрирует отношение чиновников к проблемам горожан. Мол, население все кормишь, кормишь… а оно все ест и ест!
Есть еще одна проблема, которая не исчезает из Ульяновска благодаря работе чиновников мэрии по принципу “спустя рукава”. Как утверждает господин Аникин, недавно “ПАТП-1” получило 36 новых автобусов. Из них на маршруты выходят только 16, еще 19 стоят из-за того, что нет водителей. Всего на этом предприятии не хватает 100 водителей! Интересно, в гараже самой мэрии такая же напряженка с водителями для служебного транспорта? Чиновничье игнорирование аналогичной кадровой проблемы уже ввергло прошлой зимой другую организацию, подчиненную мэрии, в коллапс. Когда в декабре пошли обильные снегопады, “вдруг” выяснилось, что в “Ульяновскдорремсервис” техники для уборки снега достаточно, а вот водителей не хватает. Потом чиновники метались, зазывая водителей и механизаторов, даже зарплату им резко повысили. Это не сегодня, так завтра тоже может случиться в “ПАТП-1”.
При этом мэрские чиновники с умилением подсчитывают едва ли не поштучное сокращение ГАЗелей на ульяновских маршрутах. В этом году они сократились на 6 процентов. Возможно, как общественный транспорт автобусы предпочтительнее, чем ГАЗели. Но при достаточном наличии самих автобусов, при достаточном наличии водителей, при внятно организованной работе автобусов! Без этого, удалив с маршрутов ГАЗели, мэрские чиновники могут еще раз ввергнуть город в коллапс. Им не привыкать.
Кто за всё платит?
Неоправданное сокращение количества ГАЗелей и простаивающие автобусы являются не только причиной отсутствия транспорта на улицах Ульяновска после 19 часов. Это ведет к скорому неизбежному скачку цен на стоимость проезда. Крайнее, но не последнее повышение стоимости проезда состоялось в мае этого года, когда стоимость поездки на маршрутке по всему городу составила 16 рублей, а по Правобережью или Левобережью – 13. Тогда же был отменен вечерний тариф. Теперь, используя массовое недовольство ульяновцев очевидной неспособностью властей организовать нормальную работу транспорта, ссылки на повышение стоимости топлива, частные перевозчики вновь заговорили о необходимости вернуться к вечерним тарифам. В мэрии уже готовят для областного правительства необходимые обоснования. Вполне вероятно, что с 1 октября мы начнем ездить по новым ценам, которые “пробивает” председатель Совета Ульяновского территориального объединения работодателей “Наш город”, он же советник мэра г. Ульяновска, Виктор Сидоренко. Пока он заявляет об аппетитах перевозчиков в 16-17 руб. за одну поездку. Это без вечерних тарифов, которые могут подскочить до 25 рублей. Городские власти, много говорящие о своем желании организовать работу общественного транспорта, но терпящие при этом провалы в самых элементарных вопросах, никуда не денутся и выполнят волю частных перевозчиков, а заодно повысят стоимость проезда в муниципальном транспорте. Ведь как следует из названия организации, который руководит советник мэра Виктор Сидоренко, это их город. А потому с его населением они сделают все, что пожелают.