Чем больше штрафы за нарушение Правил дорожного движения, тем страшнее по своим последствиям автоаварии.
Статистика кошмарная. В Старомайнском районе при столкновении двух легковушек погибло восемь человек – все, кто находился в машинах. В Сенгилеевском в конце августа – четыре. В Калининградской области 29 августа – пять, в Татарстане 31 августа пять, в Свердловской области несколькими днями раньше – 12. В Рязанской области – четыре. В Чечне в начале прошлой недели – семь. И так – по всей России, и кажется уже, что если число погибших не больше трех, то это легкое ДТП – почти без жертв. Что там катастрофа «Булгарии» – за одну неделю на дорогах России обрывается в пять-десять раз больше жизней, чем на несчастной «Булгарии».

И давно пора бы бить в набат, ведь такого количества жертв нет, по моему, ни в одной стране мира. Но аварии проходят перед глазами и ушами россиян сплошной примелькавшейся чередой. Никого, кроме родных, кажется, уже не затрагивая и не волнуя. Средство передвижения превратилось в средство самоуничтожения. Но почему так? Почему в автоаварии где-нибудь в Германии, в которой участвует, скажем, несколько десятков машин, жертв, как правило, нет, а у нас при столкновении всего двух гибнет пять-восемь-десять человек? И это ведь люди все молодые, те, в чьи руки должна бы перейти страна…

Среди причин дорожной эпидемии называют традиционные – нарушение ПДД, езду в состоянии опьянения, плохие дороги. Но нынешней страшной картины все это не объясняет. Правила нарушались всегда, всегда были нетрезвые за рулем, а дороги были и того хуже. И ездили по ним, кстати, только отечественные автомобили, плохо оборудованные на случай аварии. С корпусами жестянками, без ремней и подушек безопасности. Сейчас на дорогах высок процент иномарок, в которых при авариях летальность почему-то, в отличие от Запада, на том же уровне, что и в отечественных. Это опять вопреки ожиданиям, ведь иномарки надежней и количество жертв должно бы падать, как и от повышения штрафов, но оно не падает, а растет. И объяснение тому надо, видимо, искать глубже, в психологии.

Возможно, наш народ просто не создан для автомобиля. Машин на дорогах стало в разы больше, чем раньше, и это должно бы стимулировать водителей к большей осторожности при езде, ведь понятно, что с ростом транспортного потока растет и опасность. То есть людям за рулем следовало бы приспосабливаться к усложняющимся условиям, снижать как минимум скорость движения. Но этого не происходит. Достаточно понаблюдать, как на пешеходном переходе идет игра нервов тех, кто за рулем, и тех, кто не едет, а идет. Как водители стремятся успеть проскочить до выхода пешехода на метр два проезжей части, при том, что правило простое: останавливаться немедленно, если пешеход ступил на «зебру» хотя бы одной только ногой. Но наши водители, как дети малые, по сути – неадекватные. Либо психологически не уравновешенны и в экстремальной ситуации не притормаживают, а, наоборот, нажимают на педаль газа. Нажимают с враждебной по отношению к себе и другим бесшабашностью: «А идите вы все!». Да и права у многих липовые. Это тоже правда.

Андрей Семенов