Авиакатастрофа с «ЯК-42», произошедшая 7 августа в Ярославле, потрясла каждого жителя нашей страны. Лишились жизни 44 человека. Россия потеряла основной состав любимой хоккейной команды «Локомотив». Сейчас причины трагедии ещё выясняются, в то же время Президент заявляет, что требования к авиастроительной отрасли и авиакомпаниям будут ужесточаться, а многие россияне просто отказываются летать самолётами…
Что ждёт на фоне всего происходящего Ульяновск? Сохраним ли мы статус «Авиационной столицы России» и должны ли мы в связи с этим самопровозглашённым статусом нести в целом ответственность за то, что происходит в авиации всего государства?..
Человеческий фактор
По предварительному заключению экспертов, причиной катастрофы «ЯК-42» стала ошибка пилотов, забывших снять самолёт с ручника, то есть человеческий фактор, который, как правило, бывает связан с качеством подготовки пилотов.
Именно в Ульяновске находится одно из семи российских училищ гражданской авиации, причём большую часть пилотов готовят у нас и в Санкт-Петербурге. Сейчас обучение длится 5 лет.
– Перед тем как сесть на настоящий самолёт, курсанты изучают теорию, сдают зачёты и практикуются на наземном тренажёре, – рассказывает курсант 5 курса УВАУ ГА Александр Ципулин. -Затем получают допуск в небо и должны налетать 150 часов.
– Но и после выпуска они не сразу выходят в рейс, а на базе авиаподразделения сдают экзамены, практикуются на тренажёре, – говорит выпускник УВАУ ГА Павел Машовец. – Прежде чем стать хотя бы вторыми пилотами, они должны налетать ещё 150 часов обзервером, то есть, наблюдая из кабины пилотов.
Однако в этом году Минтранс решил сократить срок подготовки пилотов до 18 (!) месяцев, потому как нынешнее обучение обходится стране «слишком дорого» – видимо, по мнению чиновников, дороже, чем человеческие жизни…
– В этом случае времени хватит на освоение только одного типа воздушного судна и на «налёт» не более 40 часов, за что сейчас присваивают звание «пилот-любитель», – уверен выпускник УВАУ ГА Павел Машовец.
Тем временем вопросы к учебным полётам УВАУ ГА возникают и сейчас. Жители улиц Репина и Скочилова в Ленинском районе Ульяновска заявляют, что по ночам самолёты летают прямо над их домами!
– Когда в первый день увидели эти самолёты, подумали, что они совершают экстренную посадку! Позвонили в аэропорт, и оказалось, что это учатся курсанты! – говорит Елена Сорокина.
Между тем, в 1998 году в учебном аэропорту УВАУ ГА во время тренировочного полёта разбился «Як-18Т», погиб курсант. Не дай бог, подобное случится над городом! Неужели не нашлось более безопасного места?
За комментарием по вопросам качества подготовки пилотов мы обратились к руководству УВАУ ГА. Однако ректор отказался ответить на наши вопросы, а его секретарь Марина Саранцева заявила, что этот отказ связан с тем, что «расследование катастрофы с «ЯК-42» ещё не завершено». Позиция лётного училища, как минимум, вызывает недоумение. Особенно на фоне работы губернатора Сергея Морозова, который делает всё, чтобы успокоить волнения жителей области и поддержать отечественную авиацию в лице УВАУ ГА и ОАО «Авиастар СП».
Казалось бы, руководству лётного училища нужно успокаивать население. Объяснить, что с подготовкой всё в порядке. А вот молчание руководства заставляет в этом усомниться…
Свалка
Авиакатастрофы боятся и жители Дальнего Засвияжья в Ульяновске. Над городской свалкой в Баратаевке – всего в 2-х километрах от взлётно-посадочной полосы аэропорта «Центральный», который теперь носит имя Н.М.Карамзина – обитают тысячи птиц. Достаточно самолёту столкнуться с их стаей, да даже с одной из птиц, чтобы возникла опасность аварии, в результате которой самолёт может упасть… На реконструкцию этого аэропорта выделено 380 миллионов рублей, и руководство аэропорта говорит о радужных планах, однако решение о переносе свалки властями даже не обсуждается…
– После ремонта, с 2012 года, откроются рейсы в Санкт-Петербург и Екатеринбург, – говорит гендиректор ОАО «Аэропорт-Ульяновск» Сергей Наконечный, – пока же регулярно выполняются рейсы в Москву и Сочи.
В беседе Сергей Наконечный ответил нам и на вопрос, который волнует многих. Да, одна из трёх компаний, которые осуществляют регулярные пассажироперевозки на базе ульяновского аэропорта, использует печально известный самолёт «ЯК-42»…
На взлёт?
Ярославская трагедия не заставила Минтранс отказаться от идеи сократить сроки подготовки пилотов, зато стала новым поводом для того, чтобы «модернизировать» авиапарк страны. Теперь, по сути, по прямому указанию Президента РФ Минтранс планирует закупать для полётов на дальние расстояния иностранные «Боинги». Многие считают, что это -откровенное убийство российского авиапрома. Что ждёт ульяновский «Авиастар» и тысячи его рабочих?
– Нам это ничем не грозит, – уверяет Вадим Овейчук, директор по персоналу ЗАО «Авиастар СП», – потому что мы производим не только пассажирские, но и транспортные самолёты, то есть, не складываем все яйца в одну корзину. Приоритет отдаём транспортным судам, и у нас серьёзные планы развития. Из пассажирских самолётов завод производит «Ту-204», происшествия с которым не привели ни к одной человеческой жертве.Что ж, остаётся надеяться… По всему городу висят баннеры «Ульяновская область, на взлёт!», и хочется, очень хочется верить, что так и будет. Однако пока, по мнению многих, Ульяновск ассоциируется больше с «кладбищем» самолётов, расположенным у посёлка Баратаевка, нежели с авиационным подъёмом. Доходит до смешного: чтобы вылететь за границу из «авиационной столицы», жителям Ульяновска приходится ехать на поездах или автомобилях до аэропортов Казани и Самары. Да и авиакомпаний своих, как выяснилось, у нас нет.
Судя по всему, пока Ульяновск не готов в полной мере оправдать статус «авиационной столицы» и не готов к ответственности, которую подразумевает этот статус. Для этого нужно ещё работать и работать…
Анна РОСЛОВА
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что в отношении доцента УВАУ ГА возбуждено уголовное дело. Его подозревают в получении от курсанта училища взятки в сумме 2 тысячи рублей за получение зачёта. По сообщению Приволжской транспортной прокуратуры, деньги курсант перечислил на счёт Российского научно-технического общества радиоэлектроники и связи им. Попова за публикацию научной работы доцента в сборнике научных трудов. Ведётся следствие. Видимо, по этой причине руководство училища боится общаться с журналистами «МГ».
Заволжанин
ВОТ НАСТОЯЩАЯ ПРАВДА о гибели наших ребят. Источник, друзья с ВВС,очевидцы и журналисты телеканала НТВ. Так, как в стране Свободы слова нет, а СМИ только 4 власть, эту информацию никто озвучивать не даст ни федеральным ни местным каналам. Самолёт взлетал с половины полосы-из-за этого скорость не набрал и как следствие высоту. В Туношне др.полосы были заняты самолётами Випов, а вторую половину полосы перекрыли для проверки перед прилётом Медведева.Положились на мастерство пилота,но знающие говорят,что это очень сложный манёвр-поднять самолёт с половины полосы.Может и получилось бы,но пришлось бежать по грунтовке для взлета, затем задел антенну и самолёт раскачало и он стал неуправляемым.
Хочу, чтобы узнали все о нашей” демократии”! Жаль ребят и пассажиров!Вечная им память.А Власти следует задуматься над безопасностью не только своей ,но и простых граждан РОССИИ.
Неугомонный Дед Соколов
Господа СисАдмины! проверьте глюки у странички.
Рихтгофен
У самолета не бывает ручного тормоза! Это не уазик! Есть стояночный тормоз! И любой, даже самый недоученный “ас” не будет взлетать со включенным тормозом! Это невозможно не почувствовать! В другом причины, в другом…
Интернет
В интернете можно найти информацию, что Туношна – бывший военный аэродром. И только в середине 2000-х его реконструировали, чтобы он смог принимать гражданскую авиацию. При этом изначально взлётные полосы аэродрома были рассчитаны на самолеты-истребители, и уже к началу 90-х они, как и аэродромная аппаратура, были, как утверждают служившие там в ту пору, в достаточно убогом состоянии.
То есть реконструкция для приёма гражданской авиации требовалась, судя по всему, тотальная. И вот вопрос, была ли она проведена именно в таком объёме или всё сделали только для галочки, а часть средств «распилили», как это часто бывает в России?
Я лишь задаю вопрос. А вот член Общественной палаты Александр Брод прямо говорит о беспределе в российской авиации:
«В авиации сейчас очень много проблем: от технического состояния воздушных судов и вплоть до подготовки летного состава. Все они совсем не новые и хорошо известны и чиновникам, и тем, кто ежедневно управляет транспортными судами.
Никто в Минтрансе так и не ответил за тот бардак, который творится на транспорте. Практически еженедельно в одном или нескольких регионах России происходят катастрофы с самолетами, вертолетами, автотранспортом, водными судами. Однако, никто не заявил о своей отставке, а расследования, как правило, проводят те, кто должен нести ответственность за допущенные нарушения. Мне кажется, Общественный Совет Минтранса должен занять сейчас самую жесткую позицию.
Пока, увы, нет никаких причин думать, что катастрофа, подобная трагедии под Ярославлем, не повторится».
Посмотрим шире. И мы увидим, что аналогичный бардак практически во всём. Вспомним хоть ещё одну недавнюю громкую трагедию – теплоход «Булгария». Если копнуть глубже, можно вспомнить трагедию на Саяно-Шушенской ГЭС и огромное множество других – менее масштабных, но не менее тяжёлых инцидентов.
И причина у всех их только одна – в стране ничтожно мало новой техники, и преимущественно эксплуатируется то, что осталось с советских времён, а сейчас оно подошло к пределу прочности. И трагедии, как это ни печально, будут снова и снова.
Тем более что своего производства у нас практически нет. Максимум, что мы можем делать, это «Калина», не считая, конечно, кое-каких успехов в «оборонке», да и то неизвестно, не на базе ли они советских наработок.
В общем, к чему я подвожу. Вот некоторые ставят в заслугу нынешней власти, что она покончила с массовой безработицей и многомесячными долгами в выдаче зарплаты, какие были при Ельцине.
Но на деле заслуга-то невелика. Большинство заводов (кроме тех, что работают на то, чтобы гнать на Запад сырьё) как стояло, так и стоит. Разве что при Ельцине их ещё можно было восстановить, а теперь уже поздно.
И, пожалуй, нынешняя власть сумела лишь бодро превратить страну в сырьевой придаток (в чём, кстати, и случай помог – резкий рост цен на нефть), народу заткнули глотки купленной на нефтедоллары польской морковкой, египетской картошкой и колбасой из мяса бразильских обезьян, а чиновничий аппарат не только расплодился до ужасающего количества, но и погряз в коррупции.
Впрочем, не в одной коррупции дело. Если сейчас чиновники честно оценят все наши аэродромы, самолёты, корабли и прочее, то окажется, что списывать и закрывать нужно очень и очень многое. Своих заводов, чтобы построить всё это разом, у нас нет. А закупать всё на Западе – это ж не картошка с морковкой, тут и нефтедолларов может не хватить.
И я сейчас содрогаюсь, если кто-то говорит, что голосовать нужно всё равно за нынешнюю власть, потому что при других людях может стать хуже – снова, как при Ельцине.
Уверяю вас, в ближайшие годы жизнь в России всё равно продолжит ухудшаться, вне зависимости от того, за кого мы проголосуем на грядущих думских и президентских выборах. Просто из-за износа всего того, что нам досталось от советской эпохи. В этом плане критическое время, судя по всему, уже наступило.
Однако приход к власти других людей даст нам хотя бы шанс на то, что придут люди, которые захотят восстановить производство, а не продолжать качать ресурсы.
И разве пусть даже небольшой шанс на выживание не лучше, чем замедленная, но гарантированная гибель страны, шагающей от трагедии к трагедии?