Авиакатастрофа с «ЯК-42», произошедшая 7 августа в Ярославле, потрясла каждого жителя нашей страны. Лишились жизни 44 человека. Россия потеряла основной состав любимой хоккейной команды «Локомотив». Сейчас причины трагедии ещё выясняются, в то же время Президент заявляет, что требования к авиастроительной отрасли и авиакомпаниям будут ужесточаться, а многие россияне просто отказываются летать самолётами…
Что ждёт на фоне всего происходящего Ульяновск? Сохраним ли мы статус «Авиационной столицы России» и должны ли мы в связи с этим самопровозглашённым статусом нести в целом ответственность за то, что происходит в авиации всего государства?..
Человеческий фактор
По предварительному заключению экспертов, причиной катастрофы «ЯК-42» стала ошибка пилотов, забывших снять самолёт с ручника, то есть человеческий фактор, который, как правило, бывает связан с качеством подготовки пилотов.
Именно в Ульяновске находится одно из семи российских училищ гражданской авиации, причём большую часть пилотов готовят у нас и в Санкт-Петербурге. Сейчас обучение длится 5 лет.
– Перед тем как сесть на настоящий самолёт, курсанты изучают теорию, сдают зачёты и практикуются на наземном тренажёре, – рассказывает курсант 5 курса УВАУ ГА Александр Ципулин. -Затем получают допуск в небо и должны налетать 150 часов.
– Но и после выпуска они не сразу выходят в рейс, а на базе авиаподразделения сдают экзамены, практикуются на тренажёре, – говорит выпускник УВАУ ГА Павел Машовец. – Прежде чем стать хотя бы вторыми пилотами, они должны налетать ещё 150 часов обзервером, то есть, наблюдая из кабины пилотов.
Однако в этом году Минтранс решил сократить срок подготовки пилотов до 18 (!) месяцев, потому как нынешнее обучение обходится стране «слишком дорого» – видимо, по мнению чиновников, дороже, чем человеческие жизни…
– В этом случае времени хватит на освоение только одного типа воздушного судна и на «налёт» не более 40 часов, за что сейчас присваивают звание «пилот-любитель», – уверен выпускник УВАУ ГА Павел Машовец.
Тем временем вопросы к учебным полётам УВАУ ГА возникают и сейчас. Жители улиц Репина и Скочилова в Ленинском районе Ульяновска заявляют, что по ночам самолёты летают прямо над их домами!
– Когда в первый день увидели эти самолёты, подумали, что они совершают экстренную посадку! Позвонили в аэропорт, и оказалось, что это учатся курсанты! – говорит Елена Сорокина.
Между тем, в 1998 году в учебном аэропорту УВАУ ГА во время тренировочного полёта разбился «Як-18Т», погиб курсант. Не дай бог, подобное случится над городом! Неужели не нашлось более безопасного места?
За комментарием по вопросам качества подготовки пилотов мы обратились к руководству УВАУ ГА. Однако ректор отказался ответить на наши вопросы, а его секретарь Марина Саранцева заявила, что этот отказ связан с тем, что «расследование катастрофы с «ЯК-42» ещё не завершено». Позиция лётного училища, как минимум, вызывает недоумение. Особенно на фоне работы губернатора Сергея Морозова, который делает всё, чтобы успокоить волнения жителей области и поддержать отечественную авиацию в лице УВАУ ГА и ОАО «Авиастар СП».
Казалось бы, руководству лётного училища нужно успокаивать население. Объяснить, что с подготовкой всё в порядке. А вот молчание руководства заставляет в этом усомниться…
Свалка
Авиакатастрофы боятся и жители Дальнего Засвияжья в Ульяновске. Над городской свалкой в Баратаевке – всего в 2-х километрах от взлётно-посадочной полосы аэропорта «Центральный», который теперь носит имя Н.М.Карамзина – обитают тысячи птиц. Достаточно самолёту столкнуться с их стаей, да даже с одной из птиц, чтобы возникла опасность аварии, в результате которой самолёт может упасть… На реконструкцию этого аэропорта выделено 380 миллионов рублей, и руководство аэропорта говорит о радужных планах, однако решение о переносе свалки властями даже не обсуждается…
– После ремонта, с 2012 года, откроются рейсы в Санкт-Петербург и Екатеринбург, – говорит гендиректор ОАО «Аэропорт-Ульяновск» Сергей Наконечный, – пока же регулярно выполняются рейсы в Москву и Сочи.
В беседе Сергей Наконечный ответил нам и на вопрос, который волнует многих. Да, одна из трёх компаний, которые осуществляют регулярные пассажироперевозки на базе ульяновского аэропорта, использует печально известный самолёт «ЯК-42»…
На взлёт?
Ярославская трагедия не заставила Минтранс отказаться от идеи сократить сроки подготовки пилотов, зато стала новым поводом для того, чтобы «модернизировать» авиапарк страны. Теперь, по сути, по прямому указанию Президента РФ Минтранс планирует закупать для полётов на дальние расстояния иностранные «Боинги». Многие считают, что это -откровенное убийство российского авиапрома. Что ждёт ульяновский «Авиастар» и тысячи его рабочих?
– Нам это ничем не грозит, – уверяет Вадим Овейчук, директор по персоналу ЗАО «Авиастар СП», – потому что мы производим не только пассажирские, но и транспортные самолёты, то есть, не складываем все яйца в одну корзину. Приоритет отдаём транспортным судам, и у нас серьёзные планы развития. Из пассажирских самолётов завод производит «Ту-204», происшествия с которым не привели ни к одной человеческой жертве.Что ж, остаётся надеяться… По всему городу висят баннеры «Ульяновская область, на взлёт!», и хочется, очень хочется верить, что так и будет. Однако пока, по мнению многих, Ульяновск ассоциируется больше с «кладбищем» самолётов, расположенным у посёлка Баратаевка, нежели с авиационным подъёмом. Доходит до смешного: чтобы вылететь за границу из «авиационной столицы», жителям Ульяновска приходится ехать на поездах или автомобилях до аэропортов Казани и Самары. Да и авиакомпаний своих, как выяснилось, у нас нет.
Судя по всему, пока Ульяновск не готов в полной мере оправдать статус «авиационной столицы» и не готов к ответственности, которую подразумевает этот статус. Для этого нужно ещё работать и работать…
Анна РОСЛОВА
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что в отношении доцента УВАУ ГА возбуждено уголовное дело. Его подозревают в получении от курсанта училища взятки в сумме 2 тысячи рублей за получение зачёта. По сообщению Приволжской транспортной прокуратуры, деньги курсант перечислил на счёт Российского научно-технического общества радиоэлектроники и связи им. Попова за публикацию научной работы доцента в сборнике научных трудов. Ведётся следствие. Видимо, по этой причине руководство училища боится общаться с журналистами «МГ».