Впервые в Ульяновск приехал Свенник Хойер профессор департамента информации и коммуникации Норвежского университета Осло.
В своей стране и за рубежом он известен многочисленными работами о развитии средств массовой информации. В России – больше как внук Фритьофа Нансена – норвежского полярного путешественника, океанолога и зоолога, общественного деятеля, который в 1921 году возглавил международный комитет помощи голодающим России (22 октября нынешнего года ему исполняется 150 лет).
Свенник Хойер, как уже сообщал «Симбирский курьер», приехал в Ульяновск в связи с открывшимся географическим фестивалем «Фрегат «Паллада». Здесь он прочитает публичные лекции о том, чем он сам занимается, и, конечно, расскажет о своем легендарном деде, которому наши предки – жители Поволжья, в том числе и Симбирской губернии буквально обязаны жизнью.
Фритьоф Нансен много путешествовал по нашей стране, жителям которой он всегда сочувствовал. Благодаря ему на Родину были репатриированы наши соотечественники, попавшие в плен в первую мировую войну. Он организовал ввоз в Россию продовольствия, благодаря чему в Поволжье спасли от голода 3,5 миллиона детей и полмиллиона взрослых. В декабре 1922 года Фритьоф Нансен лично побывал в Ставрополе, Саратовской, Самарской губерниях и городе Мелекессе, тогда в нее входившем. В Симбирской губернии нансеновская миссия – комитет датского Красного Креста – появился в 1922 году, разместился в нынешнем здании сельхозакадемии на Венце. В губернию в тот год привезли 50 тысяч пудов риса, 1800 пудов ржи, одежду, обувь, медикаменты.
Внуку Нансена Свеннику Хойеру сейчас 80 лет. Корреспонденту «СК» он рассказал, что родился через год после смерти деда в семье, где о нем очень много говорили. Мама часто рассказывала об известном путешественнике и филантропе, поэтому у внука, по его словам, всегда складывалось впечатление, что дед все время с ним. Внук взял фамилию матери, чтобы тень славы деда не мешала ему самому развиваться.
Ульяновск Свенник Хойер назвал красивым, по размеру и численности напоминающим Осло. Побывать за это время ему удалось мало где. Успели показать норвежскому профессору в основном только Венец. Политикой он, так же, как и его земляки, интересуется мало. Разве что если это связано с транспортировкой нефти и газа по Баренцеву морю да разработками углеводородов, так как от этого зависит жизненный уровень норвежцев. О России, ее культуре в норвежской прессе практически ничего не пишут, зато много идет информации о российских олигархах, которые просто поражают воображение норвежцев своими выходками, связанными с тратой денег, полученных от продажи газа и нефти. По мнению профессора и его соотечественников, российские нефтедоллары используются совершенно неразумно. Для своих читателей норвежская пресса сообщает в основном все, что интересует обывателей. О первых лицах страны, правительстве рассказывается очень мало. И очень много – обо всем, что связано с лыжами. Ведь Норвегия страна лыж. Дедушка Нансен хорошо на них бегал, чего не передалось внуку. Свенник Хойер пробудет у нас до следующего вторника, а потом отправится читать лекции в Тольятти, где его снова ждут вопросы о легендарном Фритьофе Нансене.
Наталья Жидких