Юрий КОРАБЛЁВ
На прошлой неделе председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии Константин Иваненко на встрече с журналистами «К барьеру!» дал свои объяснения наводнению, которое произошло 6 сентября. По словам господина Иваненко, у этого ЧП были две главные причины: сверхнормативные осадки и состояние городской системы ливневой канализации.

Этих «сверхнормативных» осадков, как назвал тот дождь председатель комитета, ссылаясь на данные Гидрометеоцентра, выпала двухмесячная норма. Такие ссылки на коварную погоду стали обычными для объяснения любых ЧП в Ульяновске. То вдруг снег обильный в декабре выпадет, то мороз зимой внезапно ударит, то летом стоит жара, то, осенью – ну, совершенно неожиданно! – начнутся дожди… Столь же традиционно чуть позже выясняется, что погодные казусы и неожиданности были всего- навсего катализаторами, обнажившими очередные «прорехи» в работе различных служб города.

Так получилось и в случае с дождями в начале сентября. По словам Константина Иваненко, ливневая канализация города представляет собой сложную инженерную систему общей протяженностью в 203 киллометра, которая в основном сформировалась 30-40 лет тому назад. С тех пор эта система ни разу капитально не ремонтировалась и не чистилась. Половина городских улиц в правобережье города вообще не имеет ливневок. В Заволжье ливневки есть в Новом городе, но ни на Верхней, ни на Нижней Террасах их нет. Там, где ливневая канализационная система существует, она на сегодняшний день заилена до 50-70 процентов. То есть труба ливневых стоков диаметром в 1 метр забита илом и уличным мусором на 80 сантиметров. Поэтому стоит усилиться осадкам, и ливневая система, чья пропускная способность чрезвычайно низка, буквально захлебывается дождевой водой. Отсюда и все ульяновские потопы после дождей любой интенсивности. Тем не менее Константин Иваненко утверждает, что качество содержания городской системы ливневой канализации ОГУП «Ульяновскдорремсервис» выдержало испытание весной этого года. А может быть, выдержало испытание не благодаря усилиям «Ульяновскдорремсервис», а вопреки, просто потому, что таяние снега весной не было очень интенсивным?

Такой вывод позволяют сделать данные, которые привел сам председатель комитета во время встречи с журналистами. Все 203 км системы ливневой канализации в городе обслуживают две спецмашины и коллектив в 15 человек. Однозначный ответ на вопрос о том, много ли они успевают сделать, дали сентябрьские дожди, после которых и руководству города стало ясно, что этих сил явно недостаточно. Поэтому их решено увеличить вдвое, то есть теперь чистить ливневки будут аж целых 4 машины и человек тридцать рабочих. Столь существенный рост рядов борцов с заиливанием ливневок и количества техники предопределил очередной оптимистический прогноз руководства ульяновских дорожников. Сейчас они заявляют, что система ливневой канализации в Ульяновске будет полностью очищена в течение трех ближайших лет. Ну а пока суд да дело, ульяновцам, живущим даже в тех районах, в которых имеется ливневка, в течение 3-х лет не следует убирать в дальние кладовки резиновые сапоги. Когда пройдут обещанные три года, господина Иваненко, скорее всего, в его нынешнем кресле уже не будет. А новый чиновник в России никогда не отвечает за обещания предыдущего.

По ходу втречи с журналистами Константин Иваненко сказал, что решением мэра Ульяновска вся система ливневых канализаций будет передана городу, поскольку управляющие компании не способны их содержать в нормальном состоянии. Как выяснилось чуть позже, ливневки город никому и не отдавал, они просто «зависли» на несколько лет безхозными, и теперь муниципалитет может, разве что, вновь признать свою ответственность за их состояние. Еще обнаружили, что в Ульяновске нет никакой системы в обслуживании ливневой канализации. Нет даже смотрителей, которые ежедневно осматривали бы оползневые склоны и ливневки в городе. То есть местные дорожники в очередной раз понадеялись, что «пронесет». Но даже там, где какие-никакие ливневки имеются, не «пронесло».

Зато жителям районов, улицы которых не имеют даже заиленной ливневой канализации (в основном это микрорайоны хрущевок, которые сосредоточены в Заволжье и в Засивяжье), не светят даже радужные перспективы трехлетнего ожидания. Их реконструкция даже не предусмотрена в плане генерального развития Ульяновска, который за круглую сумму нарисовали нашему городу петербургские специалисты. На вопрос о том, как жить дальше жителям спальных районов города, Константин Иваненко ответил расплывчато. Мол, городские власти не упускают эту проблему из вида, но обустройство ливневок в таких районах – дело дорогое: каждый метр территории здесь буквально нашпигован коммуникациями, их перенос потребует сотен миллионов рублей. Власти сейчас проводят консультации с экспертами. Надо полагать, опять с петербургскими?

Как утверждает Константин Иваненко, причиной обвала 6 сентября стал необычайно интенсивный дождь. Потоки воды устремились с грузовой и легковой «восьмерок» на дамбу моста, вода переполнила «дорожную ванну», начала переливаться через бордюр, отчего участок дамбы длиною в 4 метра был разрушен.

Расходы по ликвидации последствий ЧП оплачены из бюджета города. Но все-таки случившееся на дамбе ЧП несколько растормошило городские власти и дорожников. Принято решение в октябре-декабре этого года построить в районе поста ГИБДД второй водоотвод, который будет перехватывать воду, стекающую с Симбирской горы к предмостовой дамбе, и отводить ее в сторону. На эти цели планируют выделить 10 млн рублей. Напомню, что авральные ремонтные работы на дамбе обошлись городской казне в 5 млн рублей.