Татьяна Завьялова
Российская премьера фильма выдающегося режиссера Александра Сокурова “Фауст”, которая состоялась в волжском городе Ульяновске 27 сентября, дала повод к размышлениям – как позитивного, так и печального характера.

Александр Сокуров, который еще в процессе съемок этой сложной, философской картины, основанной на литературном шедевре немецкого классика Гете и отмеченной в сентябре главной премией Венецианского кинофестиваля, не раз повторял, что на зрительский, прокатный, успех своей работы он не надеется. Но премьера в Ульяновске отчасти опровергла пессимистические ожидания автора. Отчасти – это значит, с точки зрения зрительского восприятия. Сам Александр Сокуров об этом рассказал так:

“Я согласился на эту премьеру, чтобы посмотреть, как зритель в России воспринимает такие работы. Нужны ли они? Мне было очень важно понять настроение зала. И этой частью показа я удовлетворен полностью. Это практически повторяло то, что было в Венеции. Сеанс показал, что сложные формы, коим является демонстрация фильма на иностранном языке с субтитрами, возможны в практической жизни России. Моя сердечная благодарность этому удивительному залу, который в полной тишине, в великом терпении и, надеюсь, с пониманием смотрел на старания нашей интернациональной съёмочной группы”.

Ульяновские зрители отблагодарили режиссера овациями, но мало кто смог сразу после сеанса сформулировать свои ощущения. Первые отзывы в Интернете и первые осмысленные зрительские комментарии стали появляться почти сутки спустя, причем спектр мнений простирался от полного отрицания такого кино, от неудовольствия, что фильм идет на немецком языке, до восторга по поводу режиссерской работы и игры актеров. Житель Ульяновска Кирилл Штемпель признался:

“Я, может быть, потому и в кино редко хожу, что не люблю мейнстрим. Если бы таких фильмов показывали больше, я бы, наверное, и в кино гораздо чаще ходил”.

Кстати, многие зрители полны решимости прочитать “Фауста” Гете. Сокуров и сам перед началом фильма очень советовал обратиться к первоисточнику, считая литературу несравненно выше кинематографа. Но что дальше? Выйдет ли “Фауст” в российский прокат?

“Дальнейшая прокатная судьба непонятна, – признается Александр Сокуров, – потому что до сих пор не определено, кто будет заниматься прокатом. Такое высокотехнологическое кино, как “Фауст”, требует определенных условий – хороших залов, чтобы зрители видели все, что заложено в картине, разумной прокатной политики, то есть не надо «крутить» фильм с утра до вечера, достаточно одного-двух сеансов. Тут нет никаких ультимативных требований, но так работать у нас уже никто не умеет. Кинопроката в стране нет, а есть три организации, которые принадлежат американским корпорациям. И экранное время распределено. А американское кино – это завод, который выпускает новую картину каждые три месяца. И под каждую картину расписывается время. Русское кино не вписывается в это расписание, а кинотеатров для демонстрации национальных картин нет”.

Так что судьба киношедевра Сокурова, к сожалению, зависит от ситуации в российском прокате. А ситуация печальна. Кстати, на прокат фильма требуются средства гораздо более скромные, несопоставимые с тем, что государство выделило на его производство. Бюджет «Фауста» составил 12 миллионов евро. Но удалось же “прорваться” на экран лауреату Каннского фестиваля – фильму “Елена” Андрея Звягинцева! В кинотеатрах России картина начала демонстрироваться с 29 сентября. Так что надежда сохраняется.